ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(4—7 ЛЕТ)

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость

формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и

нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Рассматривая креативность как способность к творчеству, способность нестандартно, неформально мыслить и соответственно также действовать, следует

обратить свое внимание на проблему развития воображения. Указанный психический

процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека,

его поведения в целом и его умственного развития. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности.

Большинство существующих в настоящее время программ и моделей обучения и

развития детей ориентированы преимущественно на когнитивное и интеллектуальное

развитие. А сложившаяся в предыдущие годы практика общественного воспитания детей

дошкольного возраста вообще не предусматривала возможности развития творческих

возможностей ребенка как специальную задачу. Решить эту задачу возможно,

рассматривая креативность как значимый фактор личностного развития ребенка.

Все это обусловливает актуальность изучения условий и путей формирования

креативности у детей дошкольного возраста.

Обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо

для создания достаточно прочных основ для его творческой деятельности. Чем больше

ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим

количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее

и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения и

проявление креативности в различных видах деятельности, например, в игре или решении

дидактической задачи.

Однако для развития креативности важна не сама по себе среда, а то, как она

воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Предметная среда должна

рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения

пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить.

Последнее играет решающую роль при формировании креативного мышления и может

быть обеспечено за счет введения в окружающую среду предметов малоизвестных и

неспецифичных, которые можно использовать по-разному в зависимости от

обстоятельств. Неспецифичные предметы легко могут быть включены в игру детей, когда

нужно что-то угадать, вообразить, дополнить.

Существенное значение в развитии креативности имеет речь. Речь освобождает

ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы.

Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точными сочетаниями реальных

предметов или соответствующих представлений. Это дает ему возможность свободно

обращаться в сфере предметных отношений и придавать им личностный смысл и

обобщенный характер.

Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления,

воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто

конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного

мышления.

Навыки речевого общения детей друг с другом формируются в игре, которая на

данном этапе является ведущей деятельностью. Игра является формой творческого

отображения ребенком действительности, т.к. в нейстремление к точному

воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой

действительности». Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие

ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в различных

возможных ситуациях, использование предметов заместителей, адекватных принятой

роли, выступает в качестве необходимого условия для формирования креативности у

дошкольника.

Можно выделить следующие основные критерии креативности:

• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый

замысел для игры;

• гибкость – способность предложить новое использование для известного

объекта;

• быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

• вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной

ситуации.

Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии,

появляется у детей в возрасте 5--6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы

поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими,

отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображения.

Однако в целом, несмотря на свою наглядность, образы воображения у дошкольников еще

недостаточно управляемы и контролируемы. Развитие воображения - не причина,

а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности.

Все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения.

Поэтому необходимым условием формирования и

совершенствования любого психического процесса является включение субъекта в

активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-практической.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской

деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в развитии

креативности у дошкольников.

Таким образом, при формировании креативного мышления необходимо решать

следующие частные задачи:

1. Обогащать эмоционально-чувственный опыт детей, увеличивая объем их

представлений об окружающей действительности, расширяя кругозор.

2. Развивать речь детей, образность выражений, обогащать словарный запас.

3. Развивать у детей способность к переконструированию, комбинированию

элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Особое внимание следует

уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе

«включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для

создания различных образов.

4. Обустраивать определенным образом развивающую среду. Создавать условия

для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных

ситуаций, постановки логических задач, имеющих неоднозначные решения.

После того, как дети приобретают опыт организации конструктивной и

изобразительной деятельности, в работе детей можно заметить появление легкости

манипулирования конструктивным материалом, разработку сюжетных композиций,

изображение объектов в динамике. Кроме того, повышается поисковая активность.

Сконструировав один объект, дети пытаются найти различные варианты его исполнения:

изменяют пространственное расположение деталей, производят замену одних элементов

другими, отличающимися по форме и размеру, т.е. пытаются подобрать решение, более

соответствующее их представлениям о структуре объекта, его характерных особенностях

и функциональном назначении. По сути дела, в таком многократном изменении элементов

конструкции проявляется комбинирующая деятельность воображения.