Формирование личности воспитания в процессе игровой деятельности.
Интеллектуальное развитие формируется с первых дней жизни ребенка. Игра и действие с игрушками, предметами, которые его окружают – это основа жизни малыша в раннем возрасте. Ребенок в таком возрасте по своей инициативе заинтересовывает себя игрой. Большую часть его жизни занимает игра: перед кормлением, после пробуждения и т.д. Игра – это естественное состояние ребенка, которая приносит ему положительные эмоции. Ребенок начинает узнавать много нового, приобретает навыки общения со сверстниками и взрослыми. С игрой он познает окружающий мир. В игровой деятельности малыш учится творить, созидать. Развивается память, мышление, логика, приобретаются навыки обслуживания, разрабатывается моторика рук. Так он учится выполнять задачи в игре.
В раннем возрасте у детей начинает формироваться эмоции со сверстниками. Возникает интерес к играм других детей, впервые начинают совместную игровую деятельность, где в дальнейшем учитывается интерес к сверстникам. В самостоятельной игровой деятельности у детей начинает формироваться деловая эмоциональная связь со взрослыми. Они проявляют интерес к тем, кто с ними занимается, играет: быстро улавливают отношение взрослого к нему ( нежность, доброту, заботу, сочувствие), проявляют доверие и открывают себя для взрослого человека.
Уже на втором году жизни ребенок прислушивается к взрослому, понимает, что его хвалят и ориентируется на это. В организации игровой деятельности нужно найти правильный подход. С одной стороны нельзя подавлять инициативу ребенка, с другой стороны надо правильно направлять малыша в игре. Для этого надо знать особенности психологического развития определенного возраста, не только отдельного ребенка, но и всей группы детей с кем он общается. Их интересам, играми, самостоятельной деятельностью, которой они занимаются в свободное время деятельности.
Самостоятельная деятельность раннего возраста включает разные виды игр:
сюжетные (сюжетно-ролевые игры);
подвижные (бег, лазание);
дидактические ( игра со строительным материалом);
игры-забавы;
трудовые (рисование, лепка);
наблюдение за окружающим миром;
рассматривание книг.
Ребенка в течении бодрствования нужно занимать по интересам, правильно переключать его с одного вида деятельности на другой. Создавать условия для комфортного время провождения малыша. Создавать игровые зоны, которые систематически должны обновляться и усложняться. Каждый вид игрушек следует хранить в определенной зоне. Это приучает ребенка к аккуратности, организованности и самостоятельности.
Для дидактических спокойных игр должны отводиться места, стеллажи с книгами, столы для определенных игр. Стеллажи должны быть невысокими для того, чтобы ребенок мог видеть, где лежит та или иная определенная книжка, которую он может легко достать, где взрослый может помочь малышу и проследить за игрой. С дидактическими играми, пособиями дети должны играть под наблюдениями взрослого. Так как такие игры ( пирамидки, пособия по по различию величины, формы, цвета) служат для развития ребенка, дети изучают их, а в последствии служат для закрепления полученного знания. Учатся самостоятельно пользоваться такими игрушками.
Для рассматривания книг, иллюстраций нужна тихая, освещенная зона. Книги хранятся на полках в легкой доступности детям, стол для их пользования.
Для строительного настольного конструктора необходимо отвести место на столе или на полу. Гораздо больше должна быть площадь для сюжетно- ролевых игр с большой кукольной мебелью и транспортными игрушками.
Для творческой деятельности должен быть отведет отдельный закрытый шкаф, для хранения художественного инвентаря (карандаши, краски, пластилин, цветная бумага и т. д.). Дети самостоятельно еще не умеют их правильно использовать, но приобщать к изобразительной деятельности их необходимо. Проявлять интерес к лепке из пластилина, рисовать цветными мелками на доске, на асфальте, рисование палочками на песке, снегу.
В летнее время нужно занимать детей играми с водой, песком. Ребенок должен уметь зачерпывать и переносить воду, поливать из лейки. В зимнее время со снегом – формочки, лопатки.
Со второго года жизни дети начинают овладевать игровыми действиями различной сложности. В качестве средств начинают использовать сюжетно-образные игрушки. Они сами начинают готовить условия для своей игры, проявлять эмоционально-выразительные средства. Одну и ту же жизненную ситуацию, содержание игры они могут использовать довольно долго, с течением времени усложняя ее. Например: при кормлении кукол используются два предмета ( кукла, ложка). В последствии игра будет усложняться. Количество кукол будет увеличиваться, дополняться животными, а ложка будет заменена палочкой. В последствии будут готовиться угощения для кукол и животного мира. Раздавать кухонный инвентарь, накрывать на стол.
На прогулке взрослый привлекает детей к посильному участию в решении практически – трудовых задач ( убирать за собой игрушки, в группе и на участке, а так же и после занятий). Тогда ребенок будет понимать назначение предметов, смысл действий с ними.
Важное отношение имеет организация обучающих игр ( показы инсценировок, театр, дидактические игры). Такие игры создают основу для игры. Самостоятельная игра детей, ее содержание будет определять правильный подбор игрушек.
Эмоционально - выразительные показы простых ситуаций (кормление кукол, игра с машинками) вызывает интерес у детей, желание повторить увиденное. В такой игре ребенок закрепляет полученный опыт, понимает назначение предметов, смысл действий с ними. В обучении взрослый является ведущим, а ребенок должен быть главным участником.
По мере взросления ребенка в показах, инсценировках, должно быть три, четыре предмета взаимосвязанных по смыслу( кукла, стол, ложка, тарелка). Любые действия направлены на решение задач ( посадить куклу за стол, черпать еду из тарелки и т. д.).
Следует привлекать детей к выполнению игровой задачи. Речь взрослого должна быть выразительной, неторопливой, внятной. Слова должны быть детям понятны, нести ясную для них информацию. Важно следить за реакцией ребенка. Побуждать к высказываниям, эмоциям. Обучающие группы не должны быть маленькими. Должны быть соответствующими величины, яркими, правдоподобными. Нельзя использовать игрушки несоответствующие действительности ( место яблока шарик, вместо ложки палочку). Главное, чтобы ребенок понял смысл игровой ситуации, проявлял интерес, желание воспроизвести ее в игре. Такие игры будут повторятся, пока вызывают интерес у детей.
С детьми раннего возраста проводятся развлечения с развернутым сюжетом, где взрослый поет или включает записи. Можно использовать игрушки, вовлекая их в активное действие. Они здороваются с персонажами, хлопают в ладоши, так же используют заводные игрушки.
Список использованной литературы:
Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под. ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986 г.
Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение. 2006.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. /Под. ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
Первые шаги. /Сост. К.Белова. – М.: Линха – Пресс, 2009.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под. ред. С. Л. Новоссловой. М., 2008.