Формирование личностных результатов образования»
Автор: Филиппенко Вера Николаевна,
учитель физики МБОУ«СОШ
с.Колокольцовка»
Сегодня приоритетной целью школьного образования является не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности, иначе говоря – формирование универсальных учебных действий. Учащийся сам должен стать активным участником образовательного процесса.
Человек, умеющий учиться, объективно оценивая свои возможности и слабые стороны, ищет пути решения вопроса, изучает чужой опыт, в итоге открывает в себе нечто новое. Следовательно, формируя у школьника универсальные учебные действия, мы готовим его к жизни, развиваем его личность, способную справиться с любыми трудностями.
От того, какой ОПЫТ получит ребенок в школе, какую профессиональную ЦЕЛЬ поставит перед собой, какие жизненные ПРИОРИТЕТЫ у него будут сформированы, как он научится ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с окружающими, ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность и т.д. зависит его БУДУЩЕЕ!
Еще один важный аспект: создание матерально-технических, информационно-методических и др. условий для успешной социализации школьника, “обеспечивающих раскрытие интеллектуального потенциала школьника; успешное жизненное самоопределение школьников и их профессиональные наклонности”.
И ВАЖНАЯ проблема воспитания достойного гражданина нашей великой страны, человека культурного, знающего и принимающего ценности своего народа.
На уроке, кроме обще учебных задач решаются и воспитательные задачи.
Велики воспитательные возможности всех школьных предметов, особенно физики.
Перед учителем физики стоит важная задача формирования личности учащегося на материале учебного курса, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Личностные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам обучения физике в средней школе относятся:
- мотивация образовательной деятельности школьников;
- сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы,
- уважение к творцам науки и техники,
- отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами,
- склонностями и возможностями;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Развитие личности учащихся, прежде всего, предполагает развитие его мышления и мировоззрения.
При правильном преподавании физика больше других предметов учит научному методу познания. Благодаря тому, что физика изучает наиболее простые формы движения материи, на учебных занятиях есть возможность показать весь процесс познания сути явления от возникновения проблемы до ее решения и его проверки. Учебный процесс овладения основами физики как науки обладает уникальными потенциальными возможностями для знакомства учащихся с методом научного познания и на его основе развития способностей к познавательной и творческой деятельности. Поэтому нужно отметить исключительную важность включения в стандарт школьного образования сведений о научном методе познания.
К сожалению учебно-воспитательные возможности обучения физике реализуются далеко не полностью. Физика, как и другие предметы, преподаются репродуктивными методами: путем заучивания теории и решения тренировочных задач по формулам. Демонстрационными опытами и лабораторными работами не уделяется должного внимания. Это ведет к снижению интереса школьников к предмету и к ухудшению качества результатов обучения. Самый низкий процент успеваемости оказывается как раз по тем разделам курса физики, которые усвоить без наблюдения явлений и эксперимента невозможно.
Творческие задачи способствуют реализации практической направленности образования, поскольку их решение всегда становится мостом, соединяющим либо опыт с теорией, либо теорию с опытом. В основе методики организации процесса научного познания при обучении лежит сформулированный В. Г. Разумовским принцип цикличности: факты - модель (гипотеза) - следствия и
Программный материал курса физики позволяет проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание. При изучении темы: «Физика и техника» необходимо знакомить учащихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники. Полные подлинного драматизма, но вместе с тем и высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова и др. имеют огромный потенциал. Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди – личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».
При изучении в 10 классе темы: «Закон сохранения импульса»
можно рассмотреть вопрос о создании само грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «катюша».
Изучение темы: «Магнитное поле» в 11 классе сопровождать таким историческим экскурсом. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
При обучении физике в старшей школе есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания.
Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое воспитание.
Для формирования личностных УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:
-Технология проблемного обучения:
Личностные: способность систематизировать и накапливать знания; способность к саморазвитию и самокоррекции.
-Технология проектной деятельности
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
-Информационно-коммуникационные технологии
Личностные: усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);
- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;
-Здоровье сберегающие технологии
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;
Проанализировав работу по формированию УУД, выделила следующие:
1. Надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.
2. Учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Создавать проблемную ситуацию.
5. Учить учащихся ставить цели и искать пути их достижения.
6. Вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
7. Обучать детей приемам работы в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.
9. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.
10. Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.
11. Учитель должен помочь ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
12. Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе.
В совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.
Формировать УУД у обучающихся нужно постоянно, выстраивая этот процесс от урока к уроку, используя новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников, приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей.
Существует пять основных принципов педагогической техники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию личностных УУД.
1. Принцип свободы выбора .
2. Принцип открытости. « Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности. Учитель привлекает детей к поиску новых знаний. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи. Учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
Требования обновленных ФГОС не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка.