* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;}

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

Формирование лингвокультурологической компетенции с применением проектной деятельности.

Клименко Ирина Александровна -

учителяь английского языка

серх-Уймон

Содержание:

Роль иностранного языка в формировании

лингвокультурологической

компетенции.

Метод проектов в обучении иностранному языку.

Применение проектов на старшей ступени (практическая часть).

Результаты.

Социально-экономические и политические реформы, проходящие в России с начала 90-х годов ХХ столетия, существенно повлияли на расширение круга людей, активно вовлеченных в межкультурные контакты в различных сферах человеческой деятельности. Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель – воспитание поколения, обладающего общепланетарным мышлением. Общепланетарное мышление характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания людей, обладающих общепланетарным мышлением.

Активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повысила прагматическую значимость владения иностранными языками. Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в качестве определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания и процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированность предполагает поиск и создание оптимальных условий для лингвистической когнитивной деятельности личности. Результатом такой деятельности является сформированная в объёме, заданном целями обучения, лингвокультурологическая компетенция в изучаемом иностранном языке.

Мы понимаем термин компетенция (от латинского competentis - способный), как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения иностранному языку. «Под именем языка мы преподаём культуру», пишет А.А.Леонтьев. Таким образом, язык и культура являются равноправными, взаимообусловленными, взаимовлияющими объектами изучения.

Рассмотрим основные лингвокультурологические категории, на базе которых в процессе обучения формируется компетенция. Деление её на собственно лингвистическую и культурологическую представляется несколько искусственным, хотя трудно отрицать, например, тот факт, что объяснение учителем грамматических тем, последующее выполнение языковых упражнений формирует в основном лингвистическую составляющую компетенции обучаемых, а знакомство с культурным достоянием страны изучаемого языка - её культурологическую часть.

Несомненно, урок с использованием обучающих фрагментов языковой среды в ходе подготовки требует гораздо больше усилий, нежели обычный. Однако лингвокультурологические категории, как показывает опыт, усвоенные в условиях, приближенных к естественным, с опорой на все виды восприятия и памяти, закрепляются в сознании обучаемого более прочно и долговременно. Верно расставленные акценты при демонстрации практического функционирования лингвокультурных явлений в коммуникативном поле способствуют разностороннему развитию языковой личности обучающегося, т.е. формированию лингвокультурологической компетенции.

На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляются трудности, и интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю справиться со всем материалом и информацией, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес у обучающихся – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты. Планируя свою работу, я стараюсь стремиться разнообразить учебную деятельность обучающихся. Личностно-ориентированное обучение и воспитание средствами иностранного языка предполагает активную творческую деятельность обучающихся и их сотрудничество. С другой стороны, я должна найти возможность включить учеников в реальную языковую коммуникацию, смоделировать в классе процесс вхождения в иноязычную культуру.

Использование современных технологий позволяет нам изучать жизнь средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве. Одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. Он дает возможность включить обучающихся в реальное общение на иностранном языке.

Цель: развитие лингвокультурологического мышления обучающихся с применением проектной деятельности.

Задачи:

1. Расширить кругозор обучающихся о культуре о менталитете народов стран изучаемого языка

2. Учить мыслить рассуждать употреблять и сравнивать менталитеты

3. Воспитание патриотических чувств и толерантости.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения обучающихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, где выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

исследовательские

творческие

приключенческие, игровые

информационные

практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

с явной координацией

со скрытой координацией

3. По характеру контактов

внутренние (региональные)

международные

4. По количеству участников

личностные (индивидуальные)

парные

групповые

5. По продолжительности проведения

краткосрочные

средней продолжительности

долгосрочные

Метод проектов в обучении языку

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

наглядное представление результата.

Основные виды проектов для обучения языку

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы".

Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".

Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей ученика теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

Целью моей педагогической деятельности, как учителя иностранного языка является формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе; владеющей научным мышлением, имеющей чёткие нравственные ориентиры, являющейся гражданином своей страны и патриотом.

Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

-        создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках,

- моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

-        использование учебного материала, как средство воспитания у обучающихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю,

- формирование активной жизненной позиции.

Решение этих задач позволит воплотить в жизнь мою гипотезу: «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других».

По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

Главной задачей является привитие интереса к предмету и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и проектами.

В цикле уроков по английскому языку в разделе «Говорение» учащиеся 11 класса должны были приготовить презентацию по любой предстоящей теме. Время на подготовку было ограничено – 10 дней. Выступление перед классом должно было длиться от семи до десяти минут.

I. Этап подготовки и организационный этап включали следующее:

А. Выражения для презентации

Today I'm going to talk about ...

As you can see in this photo ...

Well, first I'd like to talk about ...

What about the history

of ...

?      

Right, now let's look at ...  

Another area of great interest ...

So what is the future of ...

To

sum

up

, ...

That's

all

.

Thank

you

.

Б. Стратегии для монологической речи

Speaking Strategies; Giving presentations

– First, make sure you understand the subject and have collected enough information.

– To prepare, choose the most interesting information. Then write notes about what you want to say. Do not write out your presentation.

– Find visual aids to help you: slides, photos, diagrams, etc.

– Practise giving your presentation to yourself. Go through it again just before you give it.

– If you get very nervous beforehand, breathe in and out deeply a few times.

– At the start, state clearly what you are going to talk about.

– If you make a mistake or forget something.

В. Заданный объем работы по проекту(30 предложений).

II. Этап поисково-исследовательской работы включал:

1. Работу с информационными источниками.

2. Обзор, анализ и систематизацию материала.

Используя поисковый метод в обучении иностранному языку, были созданы условия для самостоятельной работы обучающихся, когда в полной мере активизируется их творческая деятельность. Выполнение данного проекта заставило школьников думать, анализировать, активизировать внимание и память. При поиске необходимой информации, при работе с разными языковыми источниками были использованы следующие виды речевой деятельности: чтение найденного материала, письмо, говорение. Также совершенствовался навык работы на компьютере при оформлении собранного материала и монтирования компьютерной презентации.

III. Этап оформления результатов проектной деятельности

1. Обсуждение дизайна конечного проектного продукта.

2. Оформление результатов согласно выбранной форме документирования.

3. Организация презентации проекта под контролем учителя.

IV. Заключительный уровень – этап публичной презентации

1. Публичное выступление.

2. Обмен мнениями.

По мнению многих, это самый главный и интересный этап работы. Здесь обучающиеся проявили свои следующие способности: умение держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, отвечать аргументировано на вопросы аудитории. Не менее важным для них была оценка окружающих, их похвала.

Стоит отметить еще один момент. Надо быть готовым к тому, что не все школьники захотят что-либо сказать или прокомментировать выступление одноклассников. Поэтому учителю стоит начать обсуждение. Однако главная цель – включить обучающихся в обсуждение темы.

V. Очень важным этапом является рефлексия. Она включает:

1. Анализ и обобщение полученных результатов.

2. Оценку и самооценку деятельности каждого участника.

3. Выводы и обобщения.

При подготовке устной монологической речи контролировалось:

– содержательная сторона речи;

– организационное построение высказывания;

– разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала;

– грамотность речи;

– правильное использование программы Power-point.

Диалогическая неподготовленная речь оценивалась с точки зрения:

– содержания;

– адекватности реакции на вопрос;

– умения взаимодействовать с собеседником;

– разнообразия лексико-грамматического материала;

– лексической, грамматической и фонетической грамотности.

В итоге обучающиеся указали на трудности, с которыми они встретились в ходе работы над проектом:

Ими было отмечено много незнакомых слов, которых не было в учебнике.

Было трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий своей теме.

Нелегко

оказалось связно построить свой текст, который интересно было бы читать.

В заключении хотелось бы отметить, что проектная работа на уроках иностранного языка необходима и важна для осознания учащимися того, что иностранный язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.

Он дает возможность:

– включить учащихся в исследовательскую, поисковую реальную практическую деятельность в школе и за ее пределами, что способствует их социализации;

– индивидуализировать процесс обучения;

– варьировать степень автономии и распределять ответственность между учеником и учителем;

– организовывать гибкий контроль и стимулировать у них развитие рефлексии;

– совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;

– использовать современные технологии для сбора и обработки информации;

– интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;

– развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения;

- формировать лингвокультурологическую компетенцию.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим один урок.

Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный:
– мотивация,
– целеполагание,
– планирование.

– определение темы;
– выявление и анализ проблемы;
– уточнение целей конечного результата;
– выбор рабочих групп, распределение ролей;
– определение источников информации.

Уточняют информацию, обсуждают задание, выдвигают пути решения проблем, формулируют задачи, распределяют роли, определяют источники информации.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей проекта, определяет продолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся (группа, один ученик, класс).

Основной:
– принятие решений,
– выполнение проекта.

– обсуждение путей реализации проекта (brainstorm);
– определение целевой аудитории;
– определение способа представления материала;
– поиск необходимой информации,
– выполнение проекта.

Определяют тактику: обсуждают,  выбирают оптимальный вариант способа реализации, работают с информацией.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе учащихся), косвенно руководит.

Заключительный:
– защита проекта

– проверка и оценивание результатов

– подготовка и оформление доклада,
– обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижения поставленной цели, оценка результатов, выявление новых проблем.

Защищают (презентация) проект.

 

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Наблюдает, направляет процесс защиты.

 

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 В соответствии с программой по английскому языку в старших классах предусмотрено изучение темы "Western Democracies. Are They Democratic?" Политика – это та проблема, которая волнует всех, которая обсуждается разными слоями общества (дома, на работе, в средствах массовой информации, в школе). Именно поэтому выбор данной темы для организации проектной работы "Государственное и политическое устройство Великобритании и России" представляется оправданным.

Тип проекта: смешанный (информационный и творческий)

Продолжительность проведения: краткосрочный (10-12 часов).

Цель: формировать лингвокультурологическую компетентность учащихся; учить умению работать в коллективе, обмениваться идеями и помогать друг другу; формировать навыки монологической речи, умение высказывать своё отношение к данной теме; пользоваться дополнительной литературой.

Исследуемая проблема.

1) Как конкретные личности повлияли на историю?
2) Как объяснить стабильность монархии в Великобритании?
3) Монархия в России не сохранилась. Почему?

Работа над проектом ведём поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся.

Возраст учащихся: 10 класс.

Учебные предметы, которые затрагивает проект: история, литература, обществознание.

На примере темы "Государственное и политическое устройство Великобритании и России" покажем последовательность этапов организации работы по проекту.

Дидактические цели:

Формировать языковую компетентность учащихся.

Учить умению работать в коллективе, обмениваться идеями и помогать друг другу.

Формировать навыки монологической речи, умение

высказывать своё отношение

к данной теме, пользоваться

дополнительной литературой.

Методические задачи:

Познакомить учащихся с политическим строем  Великобритании.

Сравнить политические системы двух стран – России и Великобритании.

Использовать новую лексику в различных видах речевой деятельности.

Формировать интерес к английскому языку.

На подготовительном этапе мы формируем темы исследования, какими приемами будем пользоваться при выполнении работы, что такое проект и как им придется работать в группах.

Организационная сторона обучения в сотрудничестве складывается из элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания: постановка проблемной ситуации;

  инструктаж о последовательности работы;

  раздача дидактического материала по подгруппам

2) Работа в подгруппах:

  знакомство с материалом, планирование работы;

  индивидуальное выполнение задания;

  распределение заданий внутри подгруппы;

  обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы;

  подведение итогов выполнения задания в подгруппе.

3) Заключительная часть:

Учащиеся подходят к пониманию и определению цели, которую им предстоит достичь: собрать информацию о политическом строе Великобритании и России, о королеве Елизавете II, об истории королевской семьи, о парламенте и его работе; проанализировать ее, отобрать необходимую для решения поставленной задачи.

Основной этап

– Задачи, анализ проблемы, выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы; обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
Чтобы иметь возможность читать и рассуждать по той или иной проблемы, необходимо знать языковой материал. После того, как ученики определились с основной проблемой и входящими в ней подпроблемами, после того как были найдены в ходе коллективного обсуждения пути решения этой проблемы проекта, группа делится на подгруппы для работы над выбранной подпроблемой.
Подгруппа 1. «Политическая система какой страны (России или Британии) более эффективна?»
Подгруппа 2. «Роль королевы Британии в жизни государства»

I. Роли и задания внутри подгруппы ученики распределяют сами. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. При выполнении задания происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
– Задачи: поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

На занятиях с применением проектной методики поощряется использование словаря, как и любой другой литературы по теме исследования. Одновременно с отработкой лексики в карточках ученики знакомятся с ранее неизвестными, но интересными фактами по изученной теме и уже на этом этапе могут использовать полученную информацию для проектных заданий.
Для решения поставленных задач в каждой подгруппе идёт углублённое изучение темы исследования и сбор информации.
Задачи: обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации.
После выполнения одной из частей проекта по теме «Монархия» ученики уже делают первые выводы. В ходе исследования проблемы между участниками группы и другими группами постоянно осуществляется речевое взаимодействие, обмен информацией, комбинирование информации, выработка единой идеи.

Заключительный этап. Защита проекта.

При подготовке к защите проекта учащиеся познакомились с разными методами его представления. Они решили представить свой проект в форме компьютерной презентации. Одна группа работала над вопросом «What might help explain the stability of Britain?» («Что может объяснить стабильность Великобритании?») и выполнили его с помощью программы Microsoft Power Point.
Другая группа рассказала о роли королевы Великобритании. Эта часть проекта выполнена с помощью программы Microsoft Office Publisher.
Затем была проведена устная защита проекта, где каждый участник рассказал о своём исследовании, представил свой вариант ответа.

При защите проекта учитывается следующее: Качество представленного материала: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность.

Объём и глубина знаний по теме, эрудиция,

межпредметные

связи.

Культура речи, использование наглядных средств.

Ответы на вопросы, полнота, аргументированность, убеждённость.

Время необходимое для выполнения проекта

Формирование тем исследования 1 урок

Формирование групп для проведения исследования 1 урок

Работа в группах:

– знакомство с материалом; 1 урок
– распределение заданий внутри групп; 1 урок
– индивидуальное выполнение заданий; 1 урок
– подведение итогов выполнения заданий в группах; 2 урока

Подготовка презентации 1 урок

Общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи 1 урок

Защита проектов  1 урок

При выполнении проектной работы, которая может выполняться в устной и письменной форме, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает уч-ся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить и дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Это, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эго-фактор (Я-фактор).
Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.

Результаты работы

- Качество знаний по предмету - выше 50%;

- Пополнение дополнительного материала, наглядности, компьютерных презентаций;

- Проекты и презентации используются на уроках в последующие годы;

- Повысился интерес в изучении иностранного языка на последнем этапе обучения;

- Обучающиеся научились находить страноведческую информацию (аудио и видеоинформацию) из разных источников и использовать в иноязычной речи;

- выпускники школы успешно продолжают изучение английского языка в ВУЗах и ССУЗах.

Литература:

Барышников, Н.В.Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе. // ИЯШ. - 2002. - № 2.

Байдурова

Л.А, Шапошникова Метод проектов при обучении учащихся двери ин

.

я

зыкам // ИЯШ – № 1, 2002 – ст. 5-11

Белогрудова

В.П.Об

исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // ИЯШ –2005 – № 5.

Беляева Л. А., Иванова Н.В. Презентация

Power-point

и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4.

Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. – 2007. – №3.

Бухалкина

М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // ИЯШ – 2005 –  №3

Венедиктова

С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ – 2002 – №1

Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне(10-11 классы) // Иностранные языки в школе. – 2006. – №1.

Нехорошева А. Из ответа работы по проектной методике // ИЯШ – 2002 – №1

Орехова И.А. Формирование

лингвокультурологической

компетенции в процессе обучения ин

.

я

зыкам // ИЯШ – 2004 – №5

Пахомова Ю.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов – М: АРКТИ, 2003.

Полат

Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ – 2000 – №2, 3

Соловьева И.Ю. Общие рекомендации по организации и проведению проекта // ИЯШ – 2006 – №4

Теслина

Н.Г. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ – 2002 – №3

Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ – 2000 – №3