ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПИСЬМА В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - ВАЖНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Овладение письмом как осознанной формой речевой деятельности отличается большими трудностями, т.к. психофизиологические механизмы процесса письма связаны с множеством технических операций и отдельно усваиваемых действий, таких, как звуковой анализ речи, артикуляция звуков /проговариваете/, соотнесение их с буквами, зрительные образы которых должны сохраняться в памяти пишущего, рукописное безотрывное написание букв, буквосочетаний, слов в соответствие с нормами каллиграфии и др. Этими и другими сложностями можно объяснить тот факт, что дети-дошкольники менее всего подготовлены к письму. Как правило, ребенок в школе начинает овладевать техникой письма и проходит путь от элементарно-графических умений обозначать буквами фонемы языка в букварный период до продуктивно-творческих автоматизированных навыков письма, которые совершенствуются на протяжении многих лет. Конечной далью овладения письмом как видом речевой деятельности следует считать готовность и способность пишущего свободно передавать свои мысли и чувства, не отвлекаясь при этом на технику перевода звукового потока речи /в том числе внутренней речи/ в буквенные последовательности. Такая готовность к свободной передаче мыслей средствами языка достигается постепенно и зависит от уровня сформированности механизма /техники/ письма. Чем выше уровень техники письма, тем больше возможностей у пишущего сосредоточить свое внимание на полноте и точности передачи мысли /информации/. Отсюда становится правомерным различать в учебной деятельности письмо как средство общения, обмена мыслями между людьми в письменной форме и письмо как ту технику перевода звучащей речи в письменную, овладение которой является исходным пунктом формирования и дальнейшего совершенствования механизма письма в целом. Овладение механизмом русского письма предполагает выработку автоматизированных моторно-двигательных графических умений и навыков обозначать буквами фонемы языка, а поэтому оно тесно связывается с фонемным характером /принципом/ графики и орфографии. Сущность фонемного принципа русского письма состоит в том, что буквами обозначаются не все слышимые и произносимые звуки, а, как правило, только единицы языка /фонемы/, которые реализованы в сильной позиции звука, т.е. когда гласный - под ударением, а согласный находится перед гласным /сонорным согласным или в/. В общем виде механизм письма можно представить как постепенную смену трех уровней: 1. фонемо-графического; 2. орфографического; 3. продуктивно-творческого. Качественнее различие этих уровней характеризуется, с одной стороны, теми единицами мышления и памяти, которыми реально оперирует ученик на письме, и теми учебными задачами, которые решаются на каждом уровне овладения механизмом письма. Основная задача, решаемая на фонемо-графическом уровне, состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки выделять в речевой цепи слова, определять их слоговой и фонемный состав и обозначать буквенным рукописным шрифтом фонемы в таких позициях, в которых произношение не слишком расходится с написанием. Иными словами, ставится и решается задача практического формирования первоначальных представлений о соотношении между фонологической и графической системами русского языка. Фонемо-буквенное соответствие выступает на этом уровне как единица, которой оперирует ученик при письме. Знание фонемо-буквенных соответствий позволяет ученику переводить звучащую речь в буквенные последовательности так же, как знание букво-фонемных соответствий позволяет ему переводить буквенные последовательности в звучащую речь при чтении. Основная задача, решаемая на орфографическом уровне овладения механизмом письма, состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки выделять в речевой цепи слова, определять их морфемный и фонемный состав и обозначать буквенным рукописным шрифтом фонемы в слабой позиции /безударные гласные, оглушение, озвончение, непроизносимость согласных и др./ в соответствии с нормами русской орфографии. Таким образом, если на фонемо-графическом уровне слово выступает как последовательность звуков - фонем - слогов, то на орфографическом уровне слово выступает как последовательность морфем. Морфема /морфемное членение/ помогает ученику установить, какой фонемой в слабой позиции является реально произносимый звук и как он обозначается на письме. В связи с этим морфема как значащая часть слова, как элемент лексико-семантической системы языка должна быть включена в число оперативных единиц письма на орфографическом уровне. Иными словами, на орфографическом уровне решается задача формирования умений и навыков письма в соответствии с правилами правописания, которые указывают на условия выбора тех или иных букв в зависимости от позиции фонемы в составе морфемы. Особенность задач, решаемых на высшем, продуктивно-творческом уровне овладения механизмом письма, состоит в том, что они направлены на формирование и развитие навыков точного преобразования замысла высказывания в реальное высказывание. Успешно выполнить эти задачи можно при условии, если на предыдущих уровнях выработаны автоматизированные графико-орфографические навыки, которые создают возможность свободно излагать свои мысли, не отвлекаясь на технику перевода фонем в рукописные буквы и правописание. Следует иметь в виду, что формирование умений и навыков на каждом уровне протекает не изолированно от предыдущего или последующего уровня, а взаимосвязано. Так, овладение элементарными умениями и навыками каждого последующего уровня механизма письма, как правило, начинает формироваться на предыдущем уровне, а на каждом последующем уровне предыдущий используется в "снятом", т.е. готовом виде, и в случае возникших каких-то затруднений пишущий "спускается" на низший уровень. К примеру, овладевая механизмом письма на орфографическом уровне, обучающийся при написании слова может прибегнуть /по мере надобности/ к фонемному анализу, слоговому проговариванию, т.е. "спуститься на ступеньку ниже", а овладевая механизмом письма на продуктивно-творческом уровне, пишущий может при необходимости перейти на орфографический уровень и задержать свое внимание на правилах правописания слова, которое он хочет включить в письменный текст. Ступенчатое строение механизма письма имеет большое дидактическое значение. Оно требует, чтобы обучение письму в школе строилось на основе поэтапной, последовательной выработки умений и навыков от низшего уровня к высшему, строгой конкретизации целей и задач применительно к каждому этапу обучения, соблюдения целенаправленности отбора и ввода учебного материала /чему учить/ и материала обучения /на каком материале учить/. Кроме того, на каждом уровне обучения письму происходит включение элементов всех трех уровней, поэтому их соотношение должно строго регламентироваться с учетом ведущей задачи дачного этапа овладения письменной речью. Первоначальные умения и навыки русской письменной речи /чтения и письма / закладывается в национальной школе в период обучения русской грамоте. Обучение билингвов механизму письма по-русски связано с формированием в букварный период трех групп умений и навыков. К первой группе относятся умения и навыки звукового анализа, различения и выделения гласных и согласных фонем в речевом потоке. Ко второй группе относятся умения и навыки обозначения на письме буквами фонем в сильной позиция, т.е. гласных под ударением, а согласных - перед гласными. К третьей группе относятся моторно-двигательные графические умения и навыки ритмичного, безотрывного написания слов (буквосочетаний, слогов) рукописным шрифтом. Успешное овладение учащимися подготовительных или первых классов механизмом письма, как и чтения, в букварный период во многом зависит от того, насколько правильно решается задача формирования умений и навыков фонемного анализа, совершенствования способности детей к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем неродного /русского / языка. Фонемный анализ является важнейшим компонентом механизма письма и чтения, так как он подводит учащихся к умению выделять в звуковом ряду единицы языка /фонемы/, которые соотносительны с минимальными единицами письменной речи - буквами. Анализируя звуковой поток речи, дети учатся находить границы слов, выделять слова и членить их на слоги, определять качественный и количественный состав слогов разных типов и разной структуры, различать противопоставление звуков /фонем/ по вокализму - консонантизму, месту и способу образования, по мягкости - твердости, глухости - звонкости, взрывности - фрикативности, различать и выделять ударные и безударные слоги и т.д. Необходимой предпосылкой и важным условием эффективного обучении письму в букварный период должна стать координация работы, проводимой на уроках родной и русской грамоты. Выработка таких необходимых умений, навыков и привычек, как правильная посадка при письме, умение правильно держать ручку, располагать тетрадь на парте, ориентироваться в линиях на странице тетради, соблюдать начертание /форму/, наклон, величину строчных и прописных /заглавных/ букв, правильно соединять буквы, писать безотрывно букву, слог, слово, соблюдать интервал между словами, добиваться равномерного распределения букв и слов на строке и др., является общей задачей в области техники письма как на уроке родной, так и русской грамоты. В букварный период при овладении рукописным начертанием строчных и заглавных букв, а также написанием буквосочетаний в словах с опорой на вспомогательные наклонные линии и без опоры на них /путем сравнения и сопоставления правильно и неправильно написанного/ решается одна из важных задач выработки моторно-двигательных умений и навыков - формирование представлений учащихся о принятом эталоне безотрывного письма и каллиграфии. Практика убеждает, что умение учащихся в соответствии с правилами каллиграфии передать на письме форму, размер, пропорции букв и их элементов достигается, если учить их при записи выделять законченные элементы движения, а не элементы буквы, если букву рассматривать не отдельно, а в буквосочетании, где она несколько меняется по форме и требует определенного соединения с последующей буквой. Учитывая, что нарастание скорости письма развивается постепенно и достигает законченной автоматизации примерно после семи - девяти лет обучения в школе, учителю необходимо и в послебукварный период серьезное внимание уделять совершенствованию техники письма, развитию у учащихся двигательного навыка и зрительного контроля. Эту работу следует сочетать с разными видами письменных заданий.
Формирование механизма письма в букварный период -важная предпосылка развития письменной речи учащихся