Формирование мотивации к обучению у младших школьников
Автор: Калашникова Ольга Александровна, учитель высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г.Вольска Саратовской области»
На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.
Дейл Карнеги
Степень внутренней мотивации зависит от эффективности обратной связи в процессе обучения. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Учебный материал должен включаться в картину мира ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.
Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;
формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения;
осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;
обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;
организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Для формирования мотивации учащихся к обучению возможно использование приемов и методов личностно-ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития.
Как чаще всего учитель ведет урок? «Запишите дату, запишите тему», «Будем решать, писать, читать».
План такого урока составлен учителем, цели так же ставит он. Откуда у ребёнка возьмется мотивация и ответственность за получение знаний, за свою работу? Почему он должен включаться в ту деятельность, которая на данный момент ему не понятна, и он её не планировал? Поэтому целеполаганию следует уделять большое внимание, учащиеся должны проектировать урок вместе с учителем.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Коллективное целеполагание напрямую выходит на процесс мотивации.
Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех обучающихся, то она мотивирует деятельность всех учащихся и коллектива в целом. Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к её достижению.
Например, на этапе целеполагания на вопрос учителя «Можем ли мы начать урок» ученики отвечают, что нельзя, так как не договорились, как будем работать.
Затем учитель выясняет, какие проблемы у учащихся, над чем они хотели бы поработать. Учащиеся в группах обсуждают свои предложения, после чего «магистр» группы должен сообщить предложения.
Дети выходят по одному человеку от группы и составляют план урока на интерактивной доске или используют карточки:
1. Начало урока.
2. Разминка («Зарядка для ума»).
3. «Проверка сил», повторение.
4. Групповая работа («Помогите мне научиться!»).
5. «Я могу сам!»
6. Окончание урока.
Таким образом можно организовать деятельность учащихся по принятию цели урока. Проект урока, составленный детьми, помогает формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, моделирования, логического построения плана действий, осознания своих проблем (отделение знания от незнания) и путей их решения. Теперь ребёнок выступает в роли субъекта, который отвечает за свою деятельность.
Педагог должен придерживаться условия, при котором урок будет четырёхтактным, т.е. предполагается смена форм организации деятельности: фронтальная работа (чаще всего для целеполагания, актуализации знаний); парная (пары сменного состава), групповая и индивидуальная.
Важным элементом в формировании мотивации является организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. Методы и приёмы следует подбирать в зависимости от конкретных задач урока, особенностей детей. Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников, включенности всех в образовательный процесс. В младшем школьном возрасте большое значение имеет работа в сотрудничестве. Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя.
Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:
1. Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
2. Помогите учащимся понять из чего это умение или навык состоит.
3. Организуйте практику сотрудничества.
4. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком или умением.
5. Стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики.
6. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата.
7. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
Одним из важных путей повышения мотивации можно назвать предъявление требований, соответствующих уровню индивидуального развития ученика на данный момент, т.е. адаптирование образовательного процесса к познавательным возможностям каждого школьника.
Например, в течение нескольких уроков (уроки определяются в зависимости от общего количества часов, отведенных на изучение данного раздела или темы) дети изучают учебный материал. Далее, совместно с учениками, необходимо проанализировать и оценить, как каждым из них усвоен материал, как освоены способы деятельности. Результатом анализа и оценки становится деление всех учащихся на три группы.
Первую группу составляют дети, усвоившие материал (норма).
Во вторую группу входят дети, не усвоившие материал или частично его усвоившие; дети с проблемами в обучении, либо пропустившие занятия по причине болезни; дети, требующие педагогической поддержки.
Третья группа включает детей, имеющих высокий уровень обученности по теме.
Распределение детей по группам является условным и происходит с согласия ребёнка, группы динамичные и в течение, например, месяца ребенок может оказаться несколько раз в любой из групп.
Для каждой группы разрабатываются специальные задания, цель которых усвоение общеобразовательных знаний и способов деятельности, либо расширение и углубление материала по изучаемой теме. Такая организация обучения даёт ощутимый результат, ведь основная задача учителя – выявление причин возникающих у ребёнка трудностей в освоении учебного материала, а, следовательно, использование научно обоснованных методов обучения, пошаговая помощь школьнику, выработка вместе с ним алгоритма действия для выполнения любой учебной задачи.
С целью повышения мотивации на учебных занятиях можно использовать такой элемент коллективного способа обучения как «Доводящие карточки».
«Доводящие карточки» являются «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Особенность «доводящих карточек» состоит в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учеником излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы. «Доводящие карточки» – это набор таких вопросов и заданий, которые доводят учеников до понимания темы, то есть ученики, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходят к пониманию своей темы.
Разным ученикам предлагаются различные по цвету карточки. Карточки красного цвета содержат повышенный уровень заданий, зеленого цвета – средний уровень, карточки голубого цвета предназначены для учащихся, испытывающих затруднения.
Учащимся предоставляется возможность самим определить свою роль для выполнения задания. Организатор («магистр» т.к. началка немыслима без игры) следит за активностью своих партнеров по группе; контролер отвечает за культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор контролирует правильность выполнения задания; лидер руководит всей работой. Группам даются одинаковые задания, или каждая получает свое. Ученики должны совместно дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение класса. Если это упражнение или задача (по математике, русскому языку), то предлагается всем ученикам индивидуально решить эту задачу, либо выполнять действия, задания, упражнения по вертушке (т.е. по очереди, также с пояснениями). Оценка ставится одна на всю группу, например, каждому 5, либо, если дети готовы к этому, каждый участник группы получает индивидуальную отметку. Контролер сообщает, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.
Интеграция работы в группах осуществляется различными способами: это и возможность проверить домашнее задание в парах, где каждый ученик выполняет роль учителя и ученика, и потренироваться в группах, прежде чем выполнить тест или проверочную работу.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба ребенка на протяжении всего школьного времени; поэтому именно в этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.