Задание № 1. Линейно-конструктивное рисование каркасных тел по представлению. Бумага, перо – 2 час.

Цель: закрепление знаний основных правил академического рисования и формирование у обучающихся навыков перового рисунка.

Задача: не имея перед собой натуры, обучающиеся по представлению и воображению должны выполнить пером несколько небольших рисунков геометрических тел с учетом видимых и невидимых граней, как бы «насквозь», в перспективе.

Основным методом проведения занятий является индивидуальная работа с каждым обучающимся при фронтальной постановке задачи и подведении итогов.

Вместе с обучающимися повторяются правила перспективного изображения геометрических тел (куба, призмы); анализируется зависимость изображения от точки зрения на предполагаемый предмет, линии горизонта; подчеркивается необходимость поиска точек схода параллельных ребер; обязательное изображение видимых и невидимых плоскостей. Объясняется принцип рисования методом просвечивания, как бы «насквозь».

Особое внимание уделяется роли линии – главному элементу любого рисунка, которой принадлежит особое место среди основных элементов изобразительного языка. В рисунке пером линия приобретает еще большее значение.

Подведение итогов занятия. Преподаватель вместе с обучающимися обсуждает и анализирует выполненное задание, обращает внимание на типичные ошибки и подчеркивает достоинства выполненных работ.

Самостоятельная работа. Выполнить ряд рисунков пером предметов быта, в основе которых лежат геометрические тела. Дается разъяснение, что зарисовки выполняются с натуры и особой законченности от этих рисунков не требуется, т.к. главная задача состоит в правильной передаче строения предмета и его положения в пространстве, постановке его на горизонтальной поверхности.

Задание № 2. Линейно-конструктивное рисование геометрических тел вращения (шар, цилиндр, конус). Бумага, перо – 4 час.

Условия проведения, задачи и цели те же, что при выполнении предыдущего задания.

При проведении занятия преподаватель обращает внимание на то, что сложность в рисовании геометрических тел вращения заключается в соблюдении перспективы окружностей по законам построения овалов. Трудным моментом в построении цилиндра является определение соотношения между их верхним и нижним овалами, а также определение их перспективного сокращения. Наличие оси вращения и осей построения овалов, соблюдение симметрии, прозрачность, конструктивность рисунков, верное использование толщины линии в передаче перспективы не всегда находится в поле зрения обучающихся.

Подведение итогов занятия. Преподаватель вместе с обучающимися обсуждает и анализирует выполненное задание, обращает внимание на типичные ошибки и подчеркивает достоинства выполненных работ.

Самостоятельная работа. Выполнить ряд рисунков пером предметов быта, в основе которых лежат геометрические тела. Было дано разъяснение, что зарисовки выполняются с натуры и особой законченности от этих рисунков не требуется, т.к. главная задача состоит в правильной передаче строения предмета и его положения в пространстве, постановке его на горизонтальной поверхности.

Задание №3. Композиционные поиски учебного натюрморта. Бумага, перо – 4 час.

Цель: дать первоначальные знания и сформировать навыки выполнения композиционных поисков натюрморта; закрепить навыки конструктивного изображения; дальнейшее формирование навыков работы пером.

Задача: выполнить несколько вариантов композиции натюрморта из гипсовых геометрических тел.

Преподаватель объясняет понятие «композиционные поиски», которое обозначает поиски величины изображения и его места на листе бумаги.

Напоминает, что выбор расположения формата бумаги (по вертикали и горизонтали) зависит во многом от точки зрения рисующего. В поисках композиционного решения группы предметов необходимо исходить из их целостного восприятия, а не из размещения предметов по отдельности.

В ходе выполнения задания ведется фронтальная и индивидуальная работа.

Подведение итогов занятия. Преподаватель вместе с обучающимися обсуждает и анализирует выполненное задание, обращает внимание на типичные ошибки и подчеркивает достоинства выполненных работ.

Самостоятельная работа. Выполнить несколько композиционных поисков натюрмортов, составляя их из различных по форме и размерам предметов, в строении которых хорошо просматриваются геометрические формы.