Формирование навыков самоконтроля и самонаблюдения учащихся при выполнении физических нагрузок на уроке физкультуры.
Занятия физическими упражнениями и спортом принесут большую пользу, если
следить за тем, какое воздействие оказываю физические нагрузки на организм.
Самочувствие и работоспособность, точно зеркало, отражают состояние здоровья
организма. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и
сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки.
Они показывают, что в а ш организм справляется с нагрузками, и можно,
постепенно их увеличивать. При чрезмерной нагрузке, утомлении
организма может появиться вялость, раздражительность, одышка, боли в сердце,
головокружение, нарушиться сон. Все это относится к субъективным показателям.
На уроках физической культуры через умения, способы деятельности,
позволяющих учащемуся выполнять поставленные учителем задачи происходит
развитие физических качеств. Задачи, поставленные учителем на уроке
определенного уровня, считаются достигнутыми и будут признанными эффективными у ребенка лишь в том случае, если у него уже имеется запас необходимых
сочетаний качеств, и при определенных условиях будет происходить дальнейшее
развитие и совершенствование имеющихся умений, знаний.
Формирование учащегося как личности на уроках физкультуры достигается при
помощи проведения определенного набора тестов, благодаря которым самостоятельно
овладевают навыками самоконтроля и самонаблюдения. И как следствие этого,
через уроки физической культуры субъекты образовательной среды учатся в полной мере
контролировать и дозировать получаемую нагрузку на уроке или в спортивных секциях,
отслеживать свои физические возможности.
Внешние признаки утомления
Важно знать и внешние признаки утомления, чтобы вовремя снизить нагрузку
на тренировке. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным
побледнением, посинение губ, усиленное потоотделение, неточные, вялые движения. В
этих случаях надо снизить нагрузку, внимательно проконтролировать свое
состояние на очередных занятиях и, если это повторится, обратиться к врачу.
признаки
Степень утомления
легкая
значительная
Очень сильная
Окраска кожи лица и туловища
Небольшое покраснение
Значительное покраснение
Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ
потливость
Небольшая, чаще на лице
Большая часть головы и туловища
Очень сильная, выступание соли
дыхание
Учащенное, ровное
Значительно учащенное, чаще через рот
Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
движения
Не нарушены
Неуверенные
Покачивание, нарушение координации движений, дрожание конечностей
внимание
безошибочное
Неточность выполнения команд
Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду
Частота сердечных сокращений
Как организм переносит физическую нагрузку, лучше всего показывает ЧСС
(пульс).
Любая физическая нагрузка повышает частоту сокращений сердца, и чем нагрузка
больше, тем пульс чаще. Так, во время легкой физической работы пульс достигает 100-120
ударов в минуту. Во время средней нагрузки 130-150 ударов в минуту. Если нагрузка
большая, то пульс повышается до 150-180, а при очень большой до 200 ударов и выше.
После тренировки пульс успокаивается через 5-10 минут и достигает у школьников
10-13 лет уровня 70-80 ударов в минуту. Но после длительных беговых нагрузок или
напряженной тренировки пульс может вернуться к уровню в покое и за более
продолжительное время.
У девочек пульс, как правило, больше на несколько ударов, у ребят, систематически
занимающихся физическими упражнениями и спортом, ЧСС меньше.
Для привития и формирования навыков самоконтроля в процессе выполнения физических упражнений на урок ах физической культуры был взят 6 б класс. В классе 20 учащихся, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Класс активный, довольно подтянутый в физическом плане, спортивный. Дополнительно спортивные секции посещает 4 учащихся. «5)) и «4)) по итогам четвертей имеют 18 учащихся.
В сентябре учащиеся 6 класса завели дневники самоконтроля, где отразили
следующие параметры:
-масса тела
-рост(см)
-окружность грудной клетки (см)
-самочувствие (баллы)
-работоспособность (баллы)
-сон (баллы)
-аппетит (баллы)
-частота дыхания в покое за 1 мин
-пульс до занятий (ударов в мин)
-пульс после занятий (ударов в мин)
Самочувствие, работоспособность, сон, аппетит были оценены по пятибалльной системе
5 баллов - отлично
4 балла - хорошо
3 балла - удовлетворительно
2 балла - плохо.
Вес тела был фиксирован 1 раз в конце четверти. Рост измерили в начале года и в конце 3 четверти. Окружность грудной клетки также, в начале 1 четверти и в конце 3 четверти.
Частота дыхания
Частота дыхания измерялась 1 раз до урока. В покое частота дыхания (вдох, выдох) в среднем составляет 12-16 раз в минуту. При физической работе происходит учащение дыхания: при средней нагрузке до 18-20 раз в минуту, при значительной, до 20-30 раз.
Пульс до и после занятий измерялся каждое занятие.
Субъективные показатели состояния организма заполнялись учащимися после каждого урока.
Особое внимание на уроках физической культуры в 6 классе уделялось общей физической подготовленности. Один раз в неделю учащиеся выполняли дополнительные упражнения с гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками. Большое внимание уделялось прыжковой работе. А именно, прыжки на скакалке и с учетом времени и на результат. Прыжки через препятствия, прыжки на месте через линию и в движении. Большой упор делался и на силовую работу- упражнения в парах, с отягощением, со скамейками, с сопротивлением. В начале урока обязательным является бег на выносливость, на скорость, переменный бег, бег с чередованием упражнений (отжимание, выпрыгивание и др.)
В результате уровень физической подготовленности определялся с помощью простых и доступных тестов 1 раз в конце четверти. По результатам этих тестов можно с легкостью отследить насколько вырос, упал или остался на прежнем уровне уровень физической подготовки по каждому учащемуся. Результаты тестов были отображены в дневниках самоконтроля по каждому параметру у каждого ученика 6 класса.
На уроках физкультуры, начиная с первого класса, учитель не только прививает позитивное отношение к предмету и к своей физической форме, но и формирует навыки контроля за своим здоровьем и спортивными достижениями. При выполнении упражнений, каждый ученик среднего звена может правильно дозировать нагрузку, вот для этого учитель старается научить учащихся слышать и чувствовать свой организм, понимать себя, не переоценить свои возможности. Поскольку ребенок полон энтузиазма в этом возрасте, нужно правильно научить детей выполнять и выбирать упражнения, плавно и постепенно повышать нагрузку и добиваться лучших результатов. Иначе можно потерять интерес к занятиям физкультурой, а спортом тем более.
Вот для этого нужны дневники самоконтроля, чтоб ученик мог реально видеть и отслеживать свои возможности и недостатки, и целенаправленно добиваться лучших показателей при помощи самоконтроля и самонаблюдения. Формируя тем самым компетентность, позволяющую субъекту образовательной среды выполнять поставленные перед собой задачи.