Формирование навыков самостоятельной работы у студентов медицинского колледжа
Автор: Некрасова Елена Леонидовна, преподаватель ГБПОУ «СОМК»
Самостоятельная работа студентов всех форм и видов обучения является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования. Самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, содействует реализации основной цели – формированию коммуникативной компетенции и способствует росту мотивации обучения студентов.
Следует отметить, что самостоятельная работа протекает более успешно, если она носит непринужденный характер. Поэтому преподаватель должен создавать лишь основу для зарождения у студента потребности в ней. Также имеет смысл преподавателю создать такую ситуацию, при которой студенты ощутили бы дефицит усвоенного материала, а затем указать ему конкретный источник информации для восполнения этого дефицита.
Современное медицинское образование требует от студентов не только глубоких теоретических знаний, но и умения применять их на практике. Одним из ключевых аспектов подготовки будущих медицинских работников является формирование навыков самостоятельной работы. Эти навыки играют важную роль в профессиональной деятельности, так как позволяют студентам эффективно справляться с задачами, принимать обоснованные решения и адаптироваться к быстро меняющимся условиям в сфере здравоохранения.
Самостоятельная работа студентов медицинского колледжа включает в себя различные виды деятельности: изучение учебного материала, выполнение практических заданий, участие в научных исследованиях и проектной деятельности. Эти виды работы способствуют развитию критического мышления, аналитических способностей и самодисциплины. Формирование навыков самостоятельной работы также важно для развития профессиональной идентичности. Будущий медицинский лабораторный техник должен уметь самостоятельно принимать решения, основываясь на полученных знаниях и опыте. Это особенно актуально в условиях клинической практики, где от быстроты и точности выполнения исследования может зависеть здоровье пациента.
Методы формирования навыков самостоятельной работы, применяемые в ГБПОУ «СОМК»:
1. Проектная деятельность: Включение студентов в проекты, связанные с реальными медицинскими проблемами, позволяет им применять теоретические знания на практике. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует развитию командных навыков. Студенты проводят исследование, разработав свой план и выбрав свою аудиторию респондентов, вносят своё видение в работу, анализируют. Защита проектов проходит среди одногруппников и приглашённых преподавателей. Отзывы всегда положительные, как и у студентов, так и у коллег.
2. Кейс-метод: Использование кейсов из реальной практики помогает студентам развивать аналитические способности и учит их принимать решения в условиях неопределенности. Этот метод позволяет студентам рассматривать различные аспекты проблемы и оценивать последствия результатов исследования. Во время освоения Профессионального модуля, студентам предлагается командная работа. Студентам выдаются карточки с симптомами, алгоритмами выполнения, результатами исследования и др. методические пособия. Распределяя роли и оказывая друг другу поддержку, они быстро справляются с поставленной задачей, анализируя, где и почему была проблема, возвращая их к пробелам в знаниях.
3. Электронные ресурсы и онлайн-курсы: в условиях цифровизации образования использование онлайн-ресурсов становится все более актуальным. Студенты могут самостоятельно выбирать темы для изучения, что способствует их мотивации и углублению знаний. Доступ к электронной библиотеке и активное использование этого ресурса, позволяет быстро найти нужную информацию. Поиск достоверной информации – это тоже может стать проблемой, так как не все умеют грамотно пользоваться этими ресурсами.
4. Научно-исследовательская деятельность: Участие в научных исследованиях помогает студентам развивать навыки критического анализа информации, работы с литературой и проведения экспериментов. Это также способствует формированию научного мышления и умения работать с данными. Примером этой методики может стать ежегодное проведение научных конференций «Профилактическая работа среди молодежи». В рамках этой деятельности в течении трех месяцев группы студентов ведут исследование по выбранной теме. Столько азарта появляется, что на представлении своих работ, видно, что они полностью владеют информацией и отвечают на все вопросы комиссии. Конечно и мотивация высокая, так как по результату защиты своих работ они могут получить самозачет по данном предмету.
5. Система обратной связи: Регулярная обратная связь со стороны преподавателей и наставников позволяет студентам корректировать свои действия и улучшать качество выполнения заданий. Это особенно важно при выполнении практических навыков.
Несмотря на важность формирования навыков самостоятельной работы, существуют определенные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Недостаток мотивации у студентов может привести к низкому уровню самостоятельной работы. Многие студенты ожидают, что знания будут предоставлены им в готовом виде, что снижает их активность в учебном процессе. Формирование навыков самостоятельной работы у студентов медицинского колледжа является важным аспектом их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Использование различных методов обучения, таких как проектная деятельность, кейс-метод и научно-исследовательская работа, способствует развитию необходимых компетенций. Однако для успешного внедрения этих методов важно преодолевать существующие проблемы, такие как недостаток мотивации у студентов и инфантильное отношение к жизни в целом.
Таким образом, создание условий для развития самостоятельной работы студентов не только повысит качество медицинского образования, но и подготовит квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в условиях современного здравоохранения.