Формирование национальной культуры дошкольников и младших школьников.

Моисеева Оксана Николаевна

воспитатель группы кратковременного пребывания детей

МБОУ «Сузгарьевская СОШ»

Рузаевского муниципального района

Традиция- та часть прошлого,

которой мы помогаем перебраться

в будущее.

Виктор Кротов

Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа. Проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, в детском саду, школе, да где угодно.

Издавна, у каждого народа сложилась своя самобытная культура, которая является неповторимым узором на ковре человечества, как говорил Ф.Искандер. Своеобразие языка, одежды, обычаев, традиционного искусства и художественных идеалов о красоте, истине, справедливости, воплощенные в образах национальных героев, орнаментике, фольклоре, праздничной обрядности. Печально осознавать, что многие национальные традиции уходят из нашей жизни, теряют свои корни, разрывается связь времен и поколений, что приводит к большому нравственному урону и обедняет наши будни и праздники.

Усвоение социального опыта своих предков всегда оказывало особое влияние на человека, на становление его личности с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте в процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям.

Что же определяет успешное воспитание дошкольников и младших школьников на традициях национальной культуры?

Приобщение ребенка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоения родного языка, эмоционального отклика

на народные игрушки,

потешки

,

песенки, постепенно расширяя круг общения с людьми,

предметами национального искусства, ремесла, усвоения норм и правил поведения в семье и обществе по мере роста и развития ребенка.

Создание развивающей среды, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа и других национальностей на основе подбора фольклорного материала, предметов одежды, национального орнаментального, декоративно- прикладного искусства и ремесла.

Организация системы образовательной работы на основе составления плана-прогноза, дифференцированных программ с учетом возрастных, индивидуальных, национальных особенностей детей, их интересов, наклонностей, умений и навыков по разным видам деятельности

.

Предоставление ребенку возможности освоения и творческого использования разных видов национального искусства по своему выбору и желанию, исходя из интересов, склонностей к тем или иным видам и своим творческим возможностям.

Проведение образовательной работы с детьми в тесной связи с семьей. Организация совместных спектаклей, концертов, экскурсий, национальных праздников, ярмарок, встреч с мастерами национального искусства.

Национальная культура и искусство разных народов с их потребностью целесообразно организовывать быт, труд и праздники по законам гармонии прекрасного и полезного в единой природной среде являются той незаменимой почвой и основой в образовательном процессе, в воспитании у детей любви и уважения к родному, ощущение истории, того, что мы находимся в непрерывном потоке истории и событий и дает возможность нам жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Ребенок, в результате, приходит к пониманию, что сокровища национальной культуры, принадлежат одному народу, сохраняя особенности его быта, нравов, отечественной истории и культуры образа жизни. Дети должны осознать необходимость сохранения, бережного отношения к памятникам отечественной истории и культуры, непосредственного природного окружения и духовных и материальных ценностей, созданных многими поколениями людей разных национальностей на протяжении многих веков, как результат системной и целенаправленной образовательной работы, начиная с дошкольного возраста. Только на такой основе возможно возродить былое значение и величие национальных культур, их взаимодействие и взаимное обогащение.

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом истраной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005