«Формирование обобщающих понятий у детей с расстройствами аутистического спектра»
В своей (работе) мы сталкиваемся с тем, что у детей с РАС очень сложно формируются обобщающие понятия.
Важным при обучении ребенка с расстройствами аутистического спектра является установление эмоционального контакта, для этого требуется тщательная подготовка и терпение. Прежде чем обучать ребенка мы работаем с родителями, изучаем привычки детей, также определяем любимые предметы, которые интересны ребенку, для использования их как стимула на занятиях.
У большинства детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий). Соответственно в своей работе мы используем спецефические формы, приемы, методы.
При обучении ребёнка соответствующей лексической теме требуется помощь тьютора. Один специалист находится перед ребенком и ведет занятие, а второй специалист(тьютор) оказывает все виды помощи. Когда ребенок отвечает вопросом на вопрос, тьютор за ребенка произносит правильный ответ и помогает выполнить соответствующее действие, постепенно помощь осуществляется частично. И так постепенное уменьшение помощи помогает перейти ребенку к самостоятельному выполнению действий.
Для формирования обобщающих понятий по лексическим темам мы используем методику глобального чтения. В настоящее время метод глобального чтения достаточно популярен. Мы используем этот метод в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. «Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память. Методика «Глобального чтения» подходит для детей со вторым и первым уровнем тяжести аутистических расстройств.
При формировании обобщающих понятий по лексическим темам важно
чтобы предмет был реалистичным. После того как ребенок запомнит, как выглядит этот предмет учим соотносить предмет с его изображением. Картинки по лексическим темам должны быть реалистичными. К каждому предмету, изображенному на картинке готовим карточки с названием этого предмета.
Берем два, три изображения предметов соответственно лексической теме, проговариваем название каждого предмета. Постепенно количество предметов увеличиваем до пяти. Таблички с названием предмета мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Нельзя брать слова, похожие по написанию, например, «стул», «стол». Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке самостоятельно. Когда ребенок запомнит предметы и их название переходим к обобщению.