Формирование обобщающих понятий у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация:
В данной статье предоставлены этапы формирования обобщающих понятий у детей с расстройствами аутистического спектра. Так же представлены средства для формирования обобщающих понятий- глобальное чтение.
В последнее время одна из наиболее обсуждаемых тем в родительских сообществах и в среде специалистов – это тема обучения детей с расстройствами аутистического спектра (далее по тексту - РАС). В современном обществе обучение детей с РАС возможно, как в инклюзивном пространстве, так и в других образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные образовательные программы. Однако вне зависимости от того, где и как ребенок обучается тем или иным навыкам, основным показателем результативности обучения является наличие или отсутствие прогресса.
Как показывает опыт специалистов МБДОУ д/с № 271 при обучении детей дошкольного возраста с РАС возможны затруднения в формировании обобщающих понятий.
В литературе можно встретить несколько способов обучения ребенка с РАС пониманию обобщающих понятий. В данной статье мы остановимся на одном из них - это глобальное чтение
«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память. Методика «Глобального чтения» подходит для детей со вторым и первым группой тяжести аутистических расстройств. (классификация по Никольской О.)
При формировании обобщающих понятий важно соблюдать следующие этапы:
Знакомство с предметом, при этом необходимо стремиться к тому, чтобы предмет был максимально реалистичным.
После того как ребенок запомнит, как выглядит этот предмет, его необходимо научить соотносить предмет с его изображением. При этом изображение предмета также должно быть максимально реалистичным.
К каждому предмету, изображенному на картинке необходимо подготовить карточки с названием этого предмета.
Педагог берет два, три изображения предметов и проговаривает название каждого предмета. Постепенно количество предметов увеличиваем до пяти. Таблички с названием предмета педагог подкладывает сами, говоря, что на них написано. Нельзя брать слова, похожие по написанию, например, «стул -стол».
Затем педагог предлагает ребенку положить табличку со словом к нужной картинке самостоятельно.
Только когда ребенок запомнит предметы и их название, можно переходить к обобщению предметов.
Таким образом, соблюдая выше описанные этапы, можно сформировать у детей с РАС обобщающие понятия.
При этом необходимо отметить, что, работая с ребенком с РАС одним из важных аспектов успешной коррекционной работы будет установление с ним эмоционального контакта. Огромную роль в успешном обучении ребенка играют родители, которые могут подробно рассказать о привычках детей, о предметах, которые интересны ребенку (в этом случае предметы могут служить стимулом на занятиях).
Все обучение ребенка с РАС должно быть построено на стремлении к уменьшению количества ошибок, что с одной стороны, способствует ускорению обучения, а, с другой, помогает избежать формирования у ребенка ошибочных реакций, создает у ребенка с РАС ощущение успешности, увеличивая мотивацию к занятиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет. - М: Издательство «Э», 2017.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М: Теревинф, 2007.