Формирование основных составляющих функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Преподаватель Довженко Д.А.
В обновлённых ФГОС одним из приоритетов образовательной деятельности заявлено формирование функциональной грамотности.
Не вызывает сомнения, что решение проблемы функциональной грамотности связано прежде всего с повышением уровня общего образования, позволяющего человеку функционировать в развивающемся мире.
Развитие современного общества ориентирует систему образования на учет следующих тенденций:
— учение короткими разнообразными порциями;
— главное не сама информация, а путь к ней;
— многозадачность;
— опора на личностный опыт.
Определим составляющие функциональной грамотности:
Математическая грамотность, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, читательская грамотность, глобальные компетенции,
Одной из составляющих является функциональной грамотности является читательская грамотность- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Для формирования читательской грамотности в своей работе использую задания на анализ сплошного и несплошного текста (традиционный текст, инфографика, таблицы, диаграммы, схемы). Сложность таких заданий состоит в том, что отсутствуют вариантов ответов и указания на способ действия. Есть только вопросы, ответы на которые нужно отыскать в тексте. Такие задания я использую на практических работах, на которых студенты работают малыми группами по 5 человек.
Креативное мышление —способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Виды заданий, используемые для развития креативного мышления-это задания, требующие применения художественных средств, задания на разрешение проблемных ситуаций. Такие навыки студенты применяют при изготовлении плаката в стиле инфографики, разработке информационных карт. Такой вид деятельности помогает обучающемуся раскрыться с разных сторон.
Креативное мышление бывает как письменное или устное, так и словесное самовыражение.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям:
1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
2) выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации или ряд абстрактных картинок;
3) оценка креативности приводимых высказываний, например, заголовков, историй, лозунгов и т.п.;
4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что обучающиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств:
1) выдвижение идей для своих проектов, основанное на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать);
2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.
Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Для формирования глобальных компетенций используются задания с комплексным множественным выбором: интеграция и интерпретация предлагаемой информации на основе анализа применение знаний в жизненных ситуациях.
Таким образом, средствами формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания являются:
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление обучающемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны преподавателя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет обучающимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет обучающимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, студенты делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (студенты используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание студентов на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить студентов анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.