* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #2F5496;} h2 {font-size: 16pt; color: #2F5496;} h3 {font-size: 14pt; color: #2F5496;} h4 {color: #2F5496; font-style: italic;} h5 {color: #2F5496;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #272727; font-style: italic;} h9 {color: #272727;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #2F5496;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #2F5496;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #2F5496;} .Заголовок 4 Знак {color: #2F5496; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #2F5496;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #272727;} .Title {font-size: 28pt;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #2F5496; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #2F5496; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #2F5496; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #2F5496; font-weight: bold; font-variant: small-caps;}

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать, о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в ХХІ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний»

(Д.С. Лихачев).

В современных условиях, как и в любых других, - когда происходят всевозможные, глубочайшие изменения в общественной жизни, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, так как дети страдают дефицитом знаний об истории своей семьи, родного города, страны, особенностях русских традиций. Наши дети равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей - пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, постепенно формировать у детей черты гражданина своего общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складываются в черты характера и оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом для дальнейшего развития личности.

Патриотизм, как и любое другое чувство, обретается каждым ребенком самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, воспитателю нужно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Одним из таких источников является художественная литература.

Каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальные поэты, писатели и их творчество являются продуктом особой патриотической гордости и любви, потому что именно в их творчестве находит сосредоточение и воплощение духа народа.

Россия - родина моя... Но для того, чтобы считать себя ее частью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Исходя из опыта работы в направлении формирования патриотических чувств, можно утвердительно сказать, что дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к свой стране, они его испытывают и проявляют. А это и есть начало патриотизма, гражданственности, которые формируются в процессе целенаправленного воспитания.

Культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она полна своих обычаев, традиций и обрядов, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Русский фольклор - песни, былины, сказки, православные праздники, которые нашу культуру, наши традиции. Это и есть наше наследие,

представляющее собой неиссякаемый источник народной мудрости.

Устное народное творчество живо вопреки всему! В наше время это единственное незыблемое хранилище нравственных ценностей. Любая деятельность детей, связанная с использованием художественного слова, имеет смысл лишь в том случае, когда мы, взрослые, сами бережно, с любовью, уважением, интересом относимся к родному языку, литературе.

Объяснить детям современную жизнь, невозможно без опоры на прошлое. Со старинных исконно-русских слов, потешек, прибауток, колыбельных начинается познание мира ребенком. И мы должны помочь детям понять, что происходит на свете, обращаясь к великому русскому народному литературному творчеству.

Литература - источник знаний, накопленных веками, кладезь обычаев и традиций русского народа. Черпать эти знания, совершенствоваться посредством литературных накоплений - уникальная возможность нашего времени.

Передавать эти знания, делиться опытом из поколения в поколение - святая обязанность русского человека как части своего народа, носителя родного языка!

Формирование чувства патриотизма у детей - очень сложный педагогический процесс, который особую актуальность приобретает сейчас, в наше время. И доказательством этому является проект «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», где подчеркивается «историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является формирование у ребенка чувства языка. Прежде чем учить детей, мы, взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться норм и правил речи.

Правильность соответствия речи языковым нормам.

• Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.

• Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

• Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

• Выразительность - особенность речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.

• Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

При строгом соответствии содержания речи взрослых, которые окружают детей дома и в детском учреждении, постоянном совершенствовании качества речи будет осуществляться развитие правильной речи у дошкольников и приобщение дестей к родному слову.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию является для меня приоритетным направлением педагогической деятельности.

Я убеждена в том, что всё заложенное в человеке с детства, остаётся с ним на всю жизнь. И любовь к Родине необходимо воспитывать с раннего детства...

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей, так как семья является важнейшей общественной ценностью. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

В своей педагогической деятельности сотрудничество с семьей осуществляю в виде выстраивания генеалогического дрова, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведения совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, экскурсий к памятным местам и достопримечательностям Новосибирска. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи.

Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; ребята приходят к выводу, что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства.

Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Для изучения, активного использования социального опыта семьи дошкольника, его «родословной», обычаев и традиций мною был разработан и реализован педагогический проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».

Патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях современного общества, к реализации прав и обязанностей. Такое патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

По формированию правосознания ребенка мною был создан проект «Правовое воспитание ребёнка - дошкольника».

Целью моей педагогической работы в области патриотического воспитания является создание условий для формирования личности патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам

;

познакомить детей с

традициями

нашего народа в годы Великой

Отечественной

войны, воспитывать уважение к защитникам Родины;

дать знания детям

о

Российской армии, воспитывать желание быть

храбрыми, сильными;

посеять и взрастить в детской душе семена любви и привязанност

и

к своей семье, дому, дет

с

кому саду, малыш долж

ен

понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери

хранительницы

очага

;

создать

эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где

взаимоотношения

между людьми (взрослыми и детьми)

построены

на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;

побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым

делам для семьи, родного дома, детского сада;

познакомить детей с историей города, с

е

го достопримечательностями;

воспитывать любовь, гордость к Родин

е

, познакомить с символами

государства, с истори

ей

Новосибирска;

воспитывать

гражданина и патриота свой страны;

созда

ть

в группе

предметно

-развивающей среды, способствующей этому

воспитанию.

Особое внимание в работе уделяется укреплению связей с родителями. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участие в составлении генеалогического древа, в выпусках стенгазет. Для родителей организуются тематические родительские собрания.

Для реализации вышеупомянутых целей и задач по приобщению детей к культуре русского народа в ДОУ созданы соответствующие условия:

создан этнографический музей «Русская изба»;

оформлена патриотическая комната;

открыта студия изобразительного и прикладного творчества «Капелька»;

музыкальный зал оборудован интерактивной доской;

в группе оформлен уголок «Патриотическое воспитание дошкольников»;

регулярно оформляется и обновляется календарь знаменательных дат

фотоотчет о проведенных в детском саду мероприятиях;

экспозиция «Народный костюм».

В результате работы по патриотическому воспитанию у детей появились не только представления об их городе и стране, в котором они живут, но и сформировалось чувство их сопричастности к важным событиям, расширились проставления о государственных праздниках.

Мы восторгаемся своим великим и могучим Отчеством, в котором растут наши дети. И с большой уверенностью говорим, что все знания, которые мы дали детям вызвали у них чувство достоинства, чувство восторга, гордости за свою Родину - Россию.

В.А. Белоусова, воспитатель МБДОУ 330 «Аринушка»