Формирование патриотических чувств у дошкольников
Чумичева Татьяна Дмитриевна,
воспитатель
МБОУ «Лицей √2» г. Ступино,
Московская область.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Очень важно пробудить, а не навязать патриотические чувства ребенку. Большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка. Детям нужно донести, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.
Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Любовь к семье, к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о семье, о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Произведения устного народного творчества (пословицы и поговорки) не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.