* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Макарьева Лилия Гейбатовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Васильевка

Самарская область

«Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через научно-исследовательскую деятельность»

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент — это патриотизм.

В. В. Путин


Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: района, города.

Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике, решаю заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. Почему именно через исследование?

В научном определении исследование — это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания?

С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в школе проводится внеурочная деятельность «С чего начинается Родина»

Внеурочная деятельность объединяет группу самых заинтересованных учащихся 1-4 классов. Главное внимание в работе внеурочной деятельности отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры, экологии, спорта. Главным образом это осуществляется в ходе роботы над проектами.

Исследовательская деятельность обучающихся ведется по различным направлениям: историческое, краеведческое, экологическое, спортивное, военное.

Исследовательская работа делится на два вида: групповую и индивидуальную.

С исследовательскими работами учащиеся участвуют в конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня и становятся победителя и призёрами:

Один из самых значимых групповых проектов, считаю проект, который разработан учащимися 4 классов «История села Васильевка». Результатом Проекта должны были стать не только выбранные и реализованные проекты предложения, но и развитие активной гражданской позиции.

Проект направлен, на то, чтобы собрать весь сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания; изучить семейный архив; узнать у родственников биографические факты; рассказать о результатах своей работы обучающимся ГБОУ СОШ с. Васильевка, привить им нравственно- патриотические чувства, чувства гордости за нашего соотечетвенника.

Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе. Было создано множество презентаций, проектов, которые были аппробированы в Самарской области.

Работая над проектом, исследовательская работа будет вечным напоминанием о том, как советские люди, в том числе и наш соотечественник Евгений Никонов, в годы суровых испытаний дружно встали на защиту своего Отечества и, не жалея своих жизней в борьбе за свободу и независимость, одержали Великую Победу! Так же в нашей школе был создан музей.

Таким образом, исследовательская работа, которую я организовала с учащимися 1-4 классов, помогает мне убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

Литература

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.
2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.
3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.
4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.
5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.
6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.
7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.
8. Великая Отечественная Война. 41-45. Словарь-справочник. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2001. - 560 c.
9. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 832 c.
10. Великая Отечественная война 1941 - 1945.. - М.: Издательство политической литературы, 2006. - 464 c.
11. Великая Отечественная война 1941-1945. Действующая армия. - М.: Animi Fortitudo, Кучково поле, 2005. - 664 c.
12. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945. - М.: Воениздат, 2014. - 560 c.
13. Великая Отечественная война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2015. - 624 c.
14. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. - М.: Воениздат, 2010. - 632 c.
15. Великая Отечественная война. - Москва: Наука2017. - 240 c.
16. Великая Отечественная война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 4. Народ и война. - М.: Наука, 2008. - 432 c.
17. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс, 2001. - 448 c.
18. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне / ред. В.Ф. Заливако. - М.: Современник, 2005. - 414 c.
19. Коршунов, Ю. Л. Военно-морская наука в годы Великой Отечественной войны / Ю.Л. Коршунов. - М.: Галея Принт, 2005. - 112 c.
20. Крутиков, А. Великая Отечественная война Советского Союза: Популярный очерк / А. Крутиков. - М.: Военное МВС СССР, 2007. - 208 c.
21. Максимов, И. И. Великая Отечественная война. 1941-1945 / И.И. Максимов. - Москва: Мир, 2005. - 160 c.
22. Солонин 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война? / Солонин, Марк. - М.: Эксмо, 2007. - 512 c.
23. Тельпуховский Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история / Тельпуховский, Б.С. и. - М.: Воениздат; Издание 3-е, испр. и доп., 2004. - 560 c.
24. Тельпуховский, Б.С. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 / Б.С. Тельпуховский. - М.: Политической литературы, 2014. - 576 c.
25. Щукин, С. Великая Отечественная война / ред. А. Баев, С. Щукин. - М.: Художественная литература, 2015. - 580 c.