Формирование патриотизма и гражданственности в процессе изучения учебного предмета ?Английский язык?
( Выступление на заседании муниципального МО учителей иностранного языка)



















Подготовила учитель
иностранного  языка 
МОУ Криушинская СШ
Н.В.Нардюшева


В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь это само будущее страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Непростое время, которое мы с вами переживаем, внесло коррективы в содержание образования и способствовало появлению модели ученика, выпускника всех ступеней образования.
Во главу угла ФГОС было поставлено
- воспитание гражданина, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык , уважающего свой народ , его культуру и духовные традиции,
-осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-воспитание гражданина социально активного, уважающего закон, правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
В учебниках нового поколения УМК ?Английский в фокусе? и "Английский с удовольствием" ?каждая тема включает в себя ?вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.
Среди наиболее эффективных форм патриотического воспитания на уроках английского языка можно выделить:
изучение текстов биографической направленности о выдающихся людях страны изучаемого языка и родной страны;
чтение текстов, свидетельствующих о героическом прошлом страны и мужестве её народа;
введение краеведческой информации о родном городе, селе, о выдающихся земляках (данная работа может выполняться самими учащимися в виде проектной деятельности).
Особое внимание на уроках английского языка следует уделять подбору материала, из которого дети смогут узнать о традициях, быте, об истории и о людях своей страны и стран изучаемого языка. Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При выборе краеведческого материала стоит учитывать: 
реальность материалов для учащихся, т.?е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; 
заинтересованность учащихся в данном материале; 
привязанность данного материала к программной теме; 
социализирующую ценность данного материала.
Наряду с изучением реалий англоязычных стран, мы изучаем ?государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи скептически. Однако, без знания традиций своей страны невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.
? ? В каждом разделе есть информация о различных культурных памятниках России. ? Тексты и задания учебника связанны с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живём. Это позволяет создать на уроках ситуации, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина. У детей развивается чувство гордости, уважения, сопереживания; появляется желание изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Прочитав информацию о достопримечательностях нашей страны, учащимся предлагается сделать мини-проекты по выбранным темам.
Например, в 5 классе, изучая тему ?Две столицы?, учащиеся собирают информацию и готовят презентации о Москве и Петербурге, параллельно упоминаем и о героических страницах нашего села Криуши. По теме ?Праздники в Великобритании? было проведено исследование наиболее популярных праздников в России и Великобритании, останавливались и на теме ?Любимые праздники криушан?. Учащиеся сравнили традиции празднования в двух странах, отметили особенности каждой страны. После изучения темы ?Типичный английский дом?, была проведена выставка работ ??Типичные дома в России,  в селе Криуши ( Семиузорье)?. Учащиеся не только рисовали и фотографировали русские дома, но и собрали много информации об архитектурных стилях в нашей стране, в нашем родном селе.
? ? ?В 9 классе мы познакомились со сценическим искусством театра и кино, с их историей возникновения, узнали много нового о ведущих театрах Москвы и своего города, сравнили правила этикета театра и кино ?в России и в странах изучаемого языка. Обучающиеся узнали о том. Что наша криушанка Пискунова Любовь играла  в театре на Таганке   и снялась в мелодраме. Учащиеся пришли к выводу, что, не зная правил общения в других странах, можно прослыть невежественным и грубым.
? ?Наряду с темой ?Традиционная английская еда?, мы проводим параллель с нашей русской кухней, изучая названия исконно русских блюд, знакомимся с блюдами старожилов нашего села.
? ?? ? Работая над темой ?Символы Соединенного Королевства и Северной Ирландии?, мы говорим и о символах России, сравниваем историю, например, государственного флага Соединенного Королевства и Российской Федерации, находим сходства и различия, сравниваем, обсуждаем.
? ? ? ?На уроке происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют сходства и различия, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям
Обязательно в старших классах нужно включать в уроки тему ?Мой город / моя страна? в проблемной формулировке: ?Есть ли чем гордиться в моем городе/ моей стране??. В ее рамках можно изучать историю города и страны в целом.
Знакомя учащихся с католическими праздниками, мы обязательно сравниваем с нашими традиционными, православными: Католическое Рождество - Христианское Рождество, День Святого Валентина - День Святых Петра и Февронии, день семьи, Хэллоуин - Святочная неделя с её ряжеными.… Список сравнений можно продолжать, но одно важно-коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев,  традиций и языка другого народа помогает учителю в воспитании гражданственности и чувства патриотизма.
Краеведческая тематика, несомненно, представляет интерес для учащихся и становится темой их исследовательских работ на старшей ступени обучения. Конечно, процесс должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации.
Также немаловажным является использование упражнений, способствующих развитию у обучающихся умений соотносить факты и делать умозаключения.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств; стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Это могут быть уроки-конференции на языке, доклады и презентации.
Учителям иностранных языков не только важно глубоко знать и осознавать рассмотренные качества?— патриотизм, интернационализм, приятие человеческих ценностей?— и прямо или косвенно вытекающие из них, но и уметь находить пути их воспитания на занятиях и в повседневной жизни. При этом нужны и искусное владение педагогическими приемами, и личная убежденность учителя в необходимости развития у учащихся указанных качеств, которые помогут им строить цивилизованную жизнь.
Список литературы:
Пелеванюк Е. Н., Воспитание патриотизма на уроках английского языка// Экскремент и инновации в школе. 2015 № 2
Рогова, Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку. М. : Просвещение, 1998 С.28-29
          3.  Трубинова Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского
 языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1050-1053.