Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 65 имени Н.Сафронова» г. Ульяновска

Тема: « Формирования патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности по географии»

Выполнила:

учитель географии МБОУ гимназия №65 Яшина Татьяна Ивановна

г.Ульяновск 2024

«...день, проведённый ребёнком посреди

рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»...

К. Д. Ушинский

В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ.

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на формирование


любви к Родине, преданности Отечеству, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Патриотизм (от греч. patriótes соотечественник, patrís – родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (БСЭ).

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. Истинный патриотизм, по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Оно включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек ро

дился и

вырос;

уважительное

отношение

к

языку

своего

народа;

заботу

об

интересах

Родины;

осознание

долга

перед

Родиной,

отстаивание

ее

чести и достоинства,

свободы и независимости (защита

Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение вер

ности Родине;

гордость за социальные

и культурные достижения

своей

страны;

гордость

за

свое

Отечество,

за

символы

государства,

за

свой

народ;

уважительное

отношение

к

историческому

прошлому

Родины,

своего

народа,

его

обычаям

и

традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их

будущее,

выраженное

в

стремлении

посвящать

свой

труд,

способности

укреплению

могущества

и

расцвету

Родины

.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социо-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. Ничто так не проникает в душу детей, как героические картины при посещении панорамы «Сталинградская битва» и Мамаева кургана. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. Поездка в город Санкт-Петербург решает сразу несколько воспитательных задач по формированию патриотических чувств. Посещение «Невского пятачка» пробуждает гордость и восхищение героизмом защитников и жителей блокадного Ленинграда. Как можно не любить творения Петра, то что создано многими поколениями российского народа? Посещение Казани ,где прекрасно уживаются рядом мечеть и православный храм, наглядно убеждает детей об истинном равноправии народов России любой национальности и религии.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки.  

В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение темы, цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. 

После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей и сбору материала.. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, направленные на формирование навыков конструктивного общения с миром природы и воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов. Особая подготовка требуется к длительным выездным экскурсиям по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Волгоград, Казань,Самара и др.

В данном процессе можно выделить несколько этапов, каждый из которых очень важен и требует тщательной подготовки педагога и участников экскурсии.

1этап. Формирование группы(важно чтобы в состав группы вошли дети, приученные к самообслуживанию, способные контролировать свое самочувствие)

2этап. Работа с родителями: (провести родительское собрание, на котором родители знакомятся с программой поездки, получают программки с указанием телефонов гостиницы проживания, руководителей группы, руководителя турагентства, обслуживающего поездку, памятки по подготовке личных вещей детей в поездку, акцентируется внимание на запрещенных продуктах и вещах в поездке, уточняются телефоны родителей).

3 этап. Работа с учащимися. До поездки провести несколько учебных занятий, на которых разделить учащихся на малые группы Рассмотреть вопросы: -поведение в поезде, в метро, в гостинице, на экскурсиях по городу, в музеях, в кафе. Особое место в подготовке занимает обучение правилам поведения в случае, если учащийся отстал от группы, потерялся в чужом городе.

4этап. Перед поездкой каждый ученик получает инструкцию по хранению документов, денег, личных вещей. Получает «Памятку», где указаны все телефоны руководителей группы, телефон сопровождающего гида, адреса и телефоны гостиницы, экстренных служб города посещения, название ст. метро, ближайшей к гостинице.

У руководителя группы должны быть: номера телефонов учащихся, родителей, схемы размещения детей в поезде, в гостинице (по номерам).

5этап. -Обработка материалов экскурсий, привезенных из поездок и знакомство других учащихся с интересными фактами о родной стране.

Экскурсия может считаться законченной, когда подведены итоги, материалы оформлены и нашли практический выход в виде докладов, презентаций, выставки фотографий.

Педагогическая эффективность учебных экскурсий зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута, степени предварительной подготовки учащихся. Содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса у учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организаций экскурсии поможет создать эмоциональное настроение у учащихся на решение учебно-воспитательных задач и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Литература:

Агапова,

И.

Патриотическое

воспитание

в

школе

[Текст]:

/

И.Агапова,

М.

Давыдова.

М.:

Айрис-пресс,

2002.

Вырщиков,А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст]: / А.Н.

Вырщиков,

М.Б.

Кусмарцев.

Монография.-Волгоград:

НП

ИПД

«Авторское

перо»,

2006.

Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у дошкольников [Текст]: / Е.А. Казаева // Воспитание па-

триота и гражданина ХХI века: Материалы науч.-практ. конф. по пробл. гражд. и патриотич. восп. молодежи. –

Шадринск,

2001.

Казаева, Е.А. Системный подход к исследованию проблемы гражданского воспитания личности [Текст]: / Е.А.

Казаева // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: мат. Всерос. науч.-практ.

конф.

Москва-Шадринск:

Изд-во

ОГУП

«Шадринский

Дом

Печати»,

2008.

Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в

ДОУ/Л.А.

Кондрыкинская.

М.:

Сфера,

2005.