Методическая разработка
Формирование последовательных навыков работы над музыкальным
сочинением
Выполнила Александрова Т. М.
МБУ ДО ДШИ №6
Город Ульяновск
Работа над музыкальным произведением занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. Она включает в себя способность проникнуть в содержание изучаемого произведения и впоследствии донести его до слушателя.
С самого начала работы над музыкальным сочинением важно увлечь ею ребёнка. Для этого нужно обязательно показать новое произведение, рассказать о композиторе и времени написания.
С учащимися младших классов целесообразно разучивать новое сочинение в классе, так как исправление сделанных во время домашней работы ошибок потребует в дальнейшем значительно больших временных затрат.
На первом этапе работы над произведением, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученика аппликатуру. Ведь именно удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений.
На следующем этапе происходит углубление в характер музыки и её содержание, достижение нужной выразительности, преодоление технических трудностей.
Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным в это время становится охват произведения в целом и выбор темпа.
При подготовке учащегося к публичному выступлению необходимо акцентировать внимание на умении сосредоточиться на исполняемом сочинении, на воспитании ответственности перед слушателями, желании донести до них замысел композитора.
После выступления необходимо провести тщательный анализ исполнения, подчеркнуть успешные моменты и выяснить причину неудач.
Наряду с произведениями, выученными для публичного выступления, в классе проходятся сочинения, изучаемые в порядке ознакомления. Они могут исполняться медленнее указанного темпа, но внимательное отношение к нотному тексту и выявление характера произведения обязательно.
Исполнение учащимся самостоятельно выученного произведения наглядно демонстрирует полученные знания и практические навыки. По тому, как ученик самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя в процессе исполнения, становится ясно, на какие разделы работы педагогу следует обратить внимание.
Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар учащегося, что очень важно для его всестороннего развития.
С целью накопления репертуара можно повторять с учащимся некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые и успешно публично исполненные.