ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объём человеческих знаний увеличивается с каждым годом, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (далее УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая фундаментальное умение учиться. Факт того, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над предметными знаниями и навыками, сейчас является уже общепризнанным.

Современная система образования обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника, поэтому начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.

Важнейшей задачей является раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию школьников в этом сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является внедрение и реализация системно-деятельностного подхода, который как утверждает профессор А.Г. Асмолов, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Именно этот подход позволит не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, проявлять способность к самоизменению и саморазвитию.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г., в тот период существовала оппозиция внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и другие), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие). Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Начальная школа – основа для всего дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих уровнях общеобразовательной школы.

Системно-деятельностный подход является основой федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), который направлен на формирование у младших школьников УУД, как результата обучения и воспитания при освоении основной образовательной программы НОО. [25, С.3]

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

По мнению А. В. Федотовой, УУД это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

В словаре терминов Т. В. Василенко дает следующее определение понятию: «Универсальные учебные действия - инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». По её мнению, овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая и самостоятельную организацию, т.е. умения учиться. Вместе с определением понятия «универсальные учебные действия» Т. В. Василенко даёт обоснование понятию «умение учиться», которое входит в определение смысла термина «УУД». «Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Таким образом, умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора

Функциями универсальных учебных действий выступают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Одной из особенностей УУД является их универсальность. Как писал А.Г. Асмолов, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Выделяют следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом

Итак, владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий: личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные и регулятивные).

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В свою очередь, регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов познания окружающего мира и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. И наконец, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Остановимся на познавательных универсальных учебных действиях и рассмотрим их подробнее.

Слово «познавательный» образовано от слов: познавать – познать знать. Раскроем значения этих слов, используя трактовку толкового словаря.

Знать: 1). Иметь сведения о комём-нибудь. 2).Обладать какими-нибудь познаниями.

Познать: 1). Постигнуть, приобрести знание о ком/чём-нибудь, узнать вполне.

Познание: 1). Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Таким образом, познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Методы формирования познавательных УУД рассмотрены такими деятелями как Л.Г. Петерсон, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Г.В Бурменская, А.Г. Асмолов. Так, например, советский и российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, Л.Г. Петерсон, считала, что универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

представление о действии (ситуации), первичный опыт и мотивация;

приобретение знаний о способе выполнения действия;

практика (тренинг) в применении знаний, самоконтроль и коррекция;

контроль (проверка) умения выполнять действие.

Особое внимание познавательным универсальным учебным действиям уделено во ФГОС НОО в разделе требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) в пункте 11 «метапредметные результаты»

Познавательные универсальные действия подразделяются на общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

умение структурировать знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия включают:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-

следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы включает:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные действия являются необходимой составляющей достижения успеха и непосредственно влияют на эффективность самой деятельности и на самооценку младшего школьника, на его самоопределение и дальнейшую жизнь. Именно в этом возрасте закладывается фундамент знаний для освоения образовательных программ в старших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Опираясь на психологические особенности младших школьников, необходимо отметить, что познавательные УУД формируются на протяжении четырех лет начальной школы с учетом возрастных особенностей. Так, например, учитель должен научить первоклассников ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие; группировать их на основе существенных признаков; подробно и осознанно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему и т.д.

К четвертому классу познавательные умения младших школьников расширяются, обогащаются: ребенок должен уметь не только ориентироваться в учебнике, но и определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению нового материала; отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; составлять план произведения; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде и т.д.

В психологических исследованиях выделяют характеристики познавательной деятельности, которые отличают ее от других типов деятельности:

1) познавательная деятельность имеет целью овладение учебными материалами и решение учебных задач;

2) в процессе познавательной деятельности происходит освоение общих способов действий и научных понятий;

3) общие способы действий предваряют решение задач;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

5) изменение психических свойств и поведение учащихся происходит в зависимости от результатов познавательной деятельности.

Данные виды познавательных УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает младшему школьнику включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование познавательных УУД напрямую связано с развитием познавательных процессов младших школьников, в первую очередь мышления и речи.

При формировании познавательных УУД большая роль отводится урокам окружающего мира, так как у учащихся развиваются следующие умения:

извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической,

табличной, условно-знаковой и так далее

.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная лит

ература, словарь, Интернет и другие

);

описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между прошл

ыми и настоящими событиями и тому подобное

;

пол

ьзоваться готовыми моделями для

изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; 

проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Источниками текстовой информации на уроках истории являются учебные тексты. Это текстовой материал учебника в изучаемом параграфе, отрывки из исторических источников, помещенные после изучаемого параграфа, а также тексты дополнительной литературы, предназначенные для более углубленного изучения темы урока.

Для разных возрастов школьников существуют разные способы работы с текстовой информацией в зависимости от конкретного возраста и степени подготовленности учащихся: для 4 класса, в котором и проходят уроки истории, преобладает репродуктивный метод - чтение текста и умение его пересказать. Помимо этого, должны использоваться другие методы, используемые при работе с учебными текстами: частично-поисковый, самостоятельная индивидуальная работа с последующим обсуждением в классе.

На уроках можно использовать следующие виды деятельности:

составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; 

извлекать информацию из источника; 

описание объекта по схеме; 

составление характеристики исторического деятеля; 

работа с картой («чтение карты»), схемой; 

анализ исторического источника; 

чтение и обобщение фактов из литературного источника; 

составление вопросов к тексту, ответы на них; 

комментированное чтение текста; 

составление простого и сложного плана; 

составление сравнительных, хронологических таблиц;  

подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 

составление логической схемы, цепочки; и другие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеева, Т.И. «Тактика диагностирования и стратегии формирования познавательных универсальных учебных действий постановки и решения проблемы»

[Текст]/

О. В Степанова // «Начальная школа».-

2018. - /№9. – 84с.

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. // Просвещение. – 2008. – 162 с.

Андрианов, М.

В.

Молодой ученый.

[Текст] : международный научный журнал

/ М.В. Андрианов ; под ред. И.Г.

Ахметов

– 2023 –

№1 (448)

– 295 с.

Бархаев, Б.П. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б.П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2019. – 444 с.

Гузеев, В.В.

Технология образования в глобальном информационном сообществе

[Текст] : педагогические технологии / В.В. Гузеев // М. : НИИ шк. Технологий. – 2006. – 206 с.

Васильева, М.С. Материалы к урокам по истории России в 4 классе. М., 2018; Карцов В.Г. Методические указания к учебной книге «История России для 4 класса». Пособие для учителя. М., 2018;

Васильева, М.С. История. Методика преподавания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / М.С. Васильева, В.И. Абрамов, И.В. Гиттис – М. : Просвещение, 2018. – 271с.

Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст] : учеб. методич. пособие для студентов сред. педагогич. учеб. Заведений / Н.Ф. Виноградова. // М. : Вентана-граф, 2010. – 237с.

Выготский, Л.С. Теория высших психических функции [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.studfiles.ru/preview/

.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2025 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://docs.edu.gov.ru/

Данилов, М.А. Самостоятельная работа учащихся при обучении в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студ. педагогич. институтов / М.А. Данилов; под ред. М.Н. Скаткина – М. : Просвещение, 2018. – 320с.

Захарова, В.А. Проблемы организации самостоятельной работы в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  

https://cyberleninka.ru/.

Саплина, Е.В. История в начальной школе – Преподавание истории в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://pish.ru/blog/archives/144

.

Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.efremova.info/

.

Кролюницкий, А.В. Опыт методики элементарного курса Истории [Текст] : прог.курс для вузов / А.В. Кролюницкий // 2-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Издатель, 2012. – 435с.

Кузина, И.В., Миронычева В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования // Начальная школа. – 2013. - 24с.

Пидкасистый, П.И. Педагогика.

Дидакт. анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогич. учебных заведений / П.И. Пидкасистый. // М. : РГБ, 2014. – 184с.

Российская государственная библиотека: официальный сайт. – Москва, 1999. –URL: http://www.rsl.ru (дата обращения 26.09.2023).

Рыбъякова, О.В. Окружающий мир.

Информационные технологии на уроках в начальной школе

[Текст] : учеб. пособие для учителей начальной школы / О.В. Рыбъякова // М. : Учитель, 2017. - 124с.

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://znanio.ru

.

Саненко, Н.И. «Информационные технологии и формирование умения учиться у младших школьников» [Текст] /Н.И. Саненко//

«Начальная школа: ДО и ПОСЛЕ».

2016.

№6.

42с.

Степанова, О. В. Молодой ученый. [Текст] : международный научный журнал / Степанова, О. В.; под ред. И.Г. Ахметов – 2016 – №2 (106) – 989с.

Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения [Текст] : учеб. пособие для учителей начальных классов / В.П. Стрезикозин. // М. : Просвещение, 2018. – 208с.

Теоретические аспекты воспитания учебной самостоятельности в истории педагогической теории и практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https

://

studexpo

.

net

/

.

ФГОС НОО – 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (gosuslugi.ru)

/.

\

Филиппова, И.А.

Роль и значение образования в современном обществе

[Текст] : научная статья по специальности «

Науки об образовании

» / И.А. Филиппова,

С.Н. Сучков //

Вестник Ульяновского государственного технического университета

– Ульяновск – 2018г. – 281с.