Педагогический проект.
Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок.
Актуальность.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, вступившая в силу с 1 сентября 2023г. вносит существенные коррективы в содержание деятельности по реализации всех образовательных областей.
Одной из важнейших задач обучения, определено – формирование предпосылок функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные, в т. ч. и нестандартные, учебные и жизненные задачи.
Современное дошкольное образование выступает, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка, в том числе финансовой грамотности. И на этапе дошкольного детства предполагается:
- формировать первичные финансовые и экономические представления (экономия, деньги, товар, покупка, обмен, доход, расход)
- способствовать формированию разумных экономических потребностей.
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.
Цель: формирование у детей экономического мышления и представлений об
экономических категориях посредством сказок.
Задачи:
- Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления.
- Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту. Такие понятия, как: долг, копить, тратить, доходы, расходы, кредит, карточка, покупать, продавать, должник, зарплата, откладывать деньги, труд, мотовство, бартер, реклама.
- Способность формированию разумных экономических потребностей,
умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
- Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
- Положить начало формированию финансово-экономического мышления.
- Способствовать формированию основных качеств по умению принятия
самостоятельных решений.
- Сформировать умение пользоваться банковским продуктом (карточкой) в
решение экономических и финансовых задач, умение развивать предпринимательские качества.
- Содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты». Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.
В моей педагогической практике сложилась система работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности.
Для успешного формирования основ экономического мышления в режимных моментах я использую кейс-технологии на основе сказок. Ведь сказка является универсальным средством, с помощью которого мы развиваем функциональную грамотность. Сказка – это неисчерпаемый ресурс дошкольного детства.
Этапы работы по сказке.
Чтение
сказки
и
обсуждение
,
какие
экономические
понятия
в
ней
присутствуют
.
Постановка
и
решение
проблемной
ситуации
по
сказке
.
Подбор
пословиц
и
поговорок
,
которые
соответствуют
содержанию
сказки
.
Игры
по
финансовой
грамотности
.
Продуктивная
деятельность
.
Инсценировка сказки.
Сочинение
сказок
детьми
.
Изготовление
книжек
-
малышек
по
сочиненной
сказке
.
Работа
в
мультстудии
по
созданию
мультфильма
.
Ребенок, деньги и экономика – это довольно сложный вопрос, но решаемый. В дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку на доступном ему языке жизненные понятия: экономика и финансы.
«Муха Цокотуха».
Экономические понятия - покупка, выгода, базар.
Проблемная ситуация - Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?
Пословицы и поговорки - Друг дороже денег. Друзья познаются в беде.
Игра «Доходы и расходы».
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах и
расходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов и расходов (основные и не основные). Подготовить детей к самостоятельной жизни.
Материал: карточки с изображением основных семейных доходов и расходов.
Содержание игры: Воспитатель предлагает детям картинку с изображением дохода или расхода дети делятся на две команды, выбирают капитанов. Одна команда выбирает все картинки со значением «доход», а вторая команда – со значением «расход».
«Три поросенка»
Экономические понятия - экономия, рациональный подход.
Проблемная ситуация – Как можно было поросятам сэкономить деньги?
Пословицы и поговорки - Делом спеши, да людей не смеши. Делу - время, потехе - час.
Игра «Выгодное вложение».
Цель: дать детям представления о средствах и усилиях, вкладываемых в основание своего будущего, т.е. выбор материала для прочного домика – на перспективу.
Материал: образцы крыш, сделанных из различных материалов, предметные картинки.
Содержание игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением предметов, сделанных из различного материала. Дети классифицируют
предметы по материалу, из которого они изготовлены, и выкладывают их в виде этажей дома под заданными крышами (например: деревянная крыша –деревянная ложка, деревянный стул и т.д.).
«Жадная старуха»
Экономические понятия - потребности и возможности.
Проблемная ситуация - Как бы жила старуха, если бы не была такой жадной?
Пословицы и поговорки - Много хочешь – мало получишь. Жадность всякому горю начало.
Игра «Хочу и могу».
Цель: упражнять детей в умении считать доход и рассчитывать свой бюджет, развивать знание об рыночных отношениях.
Материал: карточки с изображение товара с ценниками, игровые деньги.
Содержание игры: у детей есть картинки с различным товаром, каждый
товар имеет определенную стоимость, на каждом ценник. Детям необходимо
понять хватит ли им средств на покупку желаемого товара.
«Мена».
Экономические понятия - обмен товарами, убыток, выгода.
Проблемная ситуация - Мужик не разумно совершал обмен, что нужно было ему делать, чтобы он получил прибыль?
Пословицы и поговорки - Много захочешь – последнее потеряешь.
Игра «Что и когда лучше продавать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности
(времени года) на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в
разное время года; мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
«Каша из топора».
Экономические понятия – предприимчивость.
Проблемная ситуация - Старуха жадный человек или экономная хозяйка?
Пословицы и поговорки - Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить. За доброе жди добра, за худое - худа.
Игра «Потребность – возможность».
Цель: Дать представление детям о понятии «ресурсы» и «возможности», дать
представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Содержание игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.
Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся
деньги. Разложены товары с категории «игрушки».
«Серебряная монетка».
Экономические понятия - назначение денег, ценность денежных знаков.
Проблемная ситуация - Если бы к вам в руки попали иностранные деньги, как бы вы поступили?
Пословицы и поговорки - Где родился, там и пригодился. Все хорошо, что хорошо кончается.
Игра: Домино «Русские деньги».
Цель: Закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и
достоинстве русских денег, их особенностях.
Материал: костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены
русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание игры: игровые правила - выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: 1руб. к 1руб.; 2руб. к 2 руб.и т.д.
Игровые действия: Правила игры – общие для домино.
1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки
находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то
можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи.
2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым.
Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими
картинками.
3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет
фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.
4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.
«Приключение Буратино».
Экономические понятия - хранение денег, выгодное вложение.
Проблемная ситуация – Что можно было сделать Буратино с золотыми монетами, чтобы получить прибыль?
Пословицы и поговорки – Доброе дело без награды не остается. Наш пострел везде поспел.
Игра «Купи другу подарок».
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих
цену подарка.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства.
Содержание игры: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать
соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар
соответствующую цену.
Дети с удовольствием самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки.
Авторская сказка «Запасливый мышонок».
На краю леса жила большая мышиная семья: мышь папа, мышь – мама, пять мышиных сестричек и два мышиных братика – мышонок Хвостик и мышонок Толстячок. Каждое воскресенье к большой мышиной семье в гости приходила бабушка, старая мышка. Каждому мышонку бабушка приносила угощение – три семечки. Мышата любили семечки больше всего на свете и быстро их сгрызали. Только хвостик сгрызал две семечки, а третью закапывал на лужайке возле норки.
Когда наступило лето, на лужайке перед домиком большой мышиной семьи выросло сто пятьдесят подсолнухов, а осенью созрело сто пятьдесят полных мешочков семечек. Все кладовки были заполнены, семечки раздавали всем соседям, тетям, дядям, бабушкам и дедушкам мышиной семьи. Все были счастливы! А больше всех радовалась старая бабушка – мышь. Она поцеловала мышонка Хвостика и сказала: «Какой ты молодец, Хвостик! Не спешил сгрызть все семечки сразу, а приберег и дождался богатого урожая. Теперь все будут сытые и счастливые всю долгую зиму. Я тобой горжусь!»
Сорокина Аня, 6 лет.
Работа с родителями.
На всех этапах важно включать в работу родителей – сочинять с детьми сказки, изготавливать книжки, атрибуты для театральных постановок и т.д. Ведь учиться азам рационального обращения с деньгами можно по детским материалам вместе с ребенком. И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить всех друзей мороженым? Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.
Памятка «Правила, как говорить с детьми о финансах».
Правило № 1. Объясняем в игровой форме
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого:
Как
выглядят
деньги
?
Предложите
ребенку
игру
:
представьте
,
что
вы
нашли
клад
.
Как
понять
,
это
настоящие
деньги
или
игрушечные
?
Можно
использовать
реальные
купюры
и
«
деньги
»
из
«
Монополии
»
.
Проведите
расследование
:
как
отличить
подлинную
купюру
.
Расскажите
ребенку
о
признаках
подлинности
купюр
,
покажите
картинки
водяных
знаков
,
как
переливаются
буквы
и
цифры
и
где
спрятаны
другие
защитные
признаки
.
Можно
собрать
друзей
и
провести
конкурс
:
кто
найдет
больше
животных
и
растений
на
купюре
с
помощью
лупы
.
Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.
Откуда
берутся
деньги
?
Объясните
ребенку
,
что
деньги
не
растут
на
деревьях
и
не
«
берутся
из
ящика
»
(
банкомата
),
как
считают
многие
малыши
.
Расскажите
,
какие
бывают
профессии
и
почему
они
оплачиваются
по
-
разному
.
Ребенок
должен
понять
,
что
деньги
не
появляются
сами
собой
по
первому
требованию
.
Можно
устроить
игру
,
например
,
в
профессии
.
Дети
могут
выбрать
себе
роль
:
парикмахера
,
врача
,
булочника
.
Выдайте
каждому
набор
игрушечных
денег
,
чтобы
они
могли
обращаться
друг
к
другу
за
услугами
и
расплачиваться
за
них
.
Что
можно
купить
на
деньги
?
Начните
с
элементарного
:
в
обмен
на
деньги
мы
получаем
продукты
и
жизненно
необходимые
услуги
.
Например
,
если
не
купишь
молока
,
утром
не
с
чем
будет
есть
мюсли
,
а
если
не
оплатишь
электричество
,
в
доме
будет
темно
и
холодно
.
Сыграйте
в
магазин
:
проставьте
цену
на
разных
товарах
.
Кто
-
то
будет
продавцом
,
кто
-
то
—
покупателем
.
Главное
—
донести
до
ребенка
,
что
вещи
не
достаются
просто
так
,
нужно
за
них
сначала
заплатить
.
Правило № 2. Поощряем детские накопления
Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.
Некоторые родители совершают ошибку: делают ребенку подарок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.
Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения.
Правило № 4. Учим управлять бюджетом в быту
И взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все карманные деньги сразу или растянуть на неделю? Отложить на мечту или угостить весь класс мороженым?
Объясните ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка на день рождения, — полностью его. А значит — ему решать, как ими эффективнее распорядиться.
Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например, на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нужную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.
Не платите ребенку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги можно за дополнительную помощь — например, починку компьютера. А поощрять за успехи в учебе лучше по итогам года. У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.
Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела
Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.
Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.
Есть очень простой способ узнать, как ваш ребенок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребенка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребенка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.
Правило № 6. Уважаем право ребенка на ошибки
Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.
Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы. Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.
Правило № 7. Исключаем негативные установки
Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. Или и того хуже: внушая детям, что богатые люди — это хапуги и торгаши, вы можете вызвать обратный эффект. Например, ребенок будет думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.
Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.
И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы
«Пап, а сколько ты зарабатываешь?» Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи». Если ваш ребенок еще не дорос до совместного планирования общего семейного бюджета, лучше не давайте точных цифр — ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.
«Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?» Самое главное — не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.
Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон на современный смартфон. Но совершенно необязательно тратить на него много денег. Объясните подростку, что стоит обращать внимание на характеристики, которые действительно нужны, а не на бренд. Выберите вместе с ним достойный телефон по приемлемой цене. Так он научится делать осознанный выбор, а не вестись на рекламные уловки. Да и вы не будете переживать, что он потеряет или у него украдут смартфон по цене подержанного космолета.
Какой бы неудобный вопрос ни задал вам ребенок, не оставляйте его без внимания. Уточните, почему его это заинтересовало. Иногда причина важнее самого вопроса. А решение проблемы может оказаться вовсе не в финансовой плоскости.
Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности. Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.
«Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения?» Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить базовые правила финансовой безопасности:
Не
записывать
ПИН
-
код
на
карте
и
никому
его
не
сообщать
.
Никогда
не
выпускать
карту
из
поля
зрения
,
когда
расплачиваешься
ей
где
-
то
.
Так
,
например
,
в
кафе
официант
должен
принести
переносной
POS-
терминал
или
пригласить
вас
на
оплату
к
кассе
.
Немедленно
сообщать
в
банк
и
родителям
,
если
карта
потерялась
.
А
также
если
вам
пришло
СМС
-
сообщение
о
покупке
или
снятии
денег
в
банкомате
,
а
вы
этого
не
делали
.
Не
использовать
открытые
точки
Wi-Fi
(
интернет
в
общественных
местах
:
транспорте
,
кафе
,
кинотеатрах
),
когда
заходишь
в
интернет
-
банк
или
мобильный
банк
.
Не
делать
покупки
в
интернете
на
сомнительных
сайтах
(
например
,
вас
должна
насторожить
слишком
низкая
цена
на
последнюю
модель
кроссовок
в
интернет
-
магазине
).
Не
реагировать
на
тревожные
звонки
,
СМС
,
письма
или
сообщения
в
соцсетях
о
том
,
что
вашему
родственнику
или
знакомому
нужны
деньги
.
Вместо
этого
надо
сразу
звонить
родителям
или
близким
,
предупредить
,
что
от
их
имени
рассылаются
такие
сообщения
,
—
возможно
взломали
их
аккаунт
или
почту
.
Не
переходить
по
ссылкам
в
письмах
о
выигрыше
телефона
,
планшета
,
ноутбука
и
прочего
.
Бесплатный
сыр
бывает
только
в
мышеловке
.
Скорее
всего
,
по
ссылке
вы
получите
только
вирус
.
Не
выкладывать
в
социальных
сетях
фотографии
новых
покупок
,
обстановки
в
вашей
квартире
,
билетов
на
самолет
или
поезд
с
датами
вылета
и
прилета
.
Не
писать
посты
о
том
,
как
скоро
вы
уедете
на
каникулы
и
дома
никого
не
будет
.
Так
ваш
дом
может
заинтересовать
грабителей
,
пока
вы
отсутствуете
.
Используемые источники
Сборник игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
.
Сост. Т.С.
Багаева
, Т.Р. Фисенко, Ф.К.
Абдурахимова
, З.З.
Жиганова
, О.В. Короткова, 2023
г
.
Педагогическая инициатива «Сказки читаем – финансы изучаем»
, 2024г.
Финансовая грамотность для детей и подростков,
А. Назарян, 2025г.