Бабурина Елена Геннадиевна
(воспитатель МБДОУ д/сад №17, г. Глазов,
8(34141) 3-56-10
Berezkaa17@yandex.ru
Шешукова Зоя Владимировна
(музыкальный руководитель МБДОУ д/сад №17, г. Глазов,
8(34141) 3-56-10
Berezkaa17@yandex.ru
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Карнавал животных»
Формирование функциональной грамотности в детском саду – учебно-воспитательный процесс, в рамках которого дети осваивают необходимые качества, знания, навыки и учатся применять их в жизни, становятся самостоятельными. На становление ключевых умений дошкольников оказывают влияние формы, методы, содержание учебно-воспитательного процесса; используемые в детском саду; участие родителей в воспитательном процессе; благоприятная среда, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании.
Определение функциональной грамотности в российской системе образования сформулировал А.А. Леонтьев, известный российский психолог и лингвист: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Рассмотрим формирование предпосылок функциональной грамотности на примере реализации проекта «Карнавал животных» в подготовительной группе.
«Карнавал животных» - сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля французского композитора Камиля Сен-Санса. Музыкальные номера сюиты красочные, запоминающиеся, наполнены юмора и иронии, носят яркий изобразительный характер.
В процессе знакомства с сюитой «Карнавал животных» будут взаимосвязаны разные виды деятельности: музыкальная, художественно-эстетическая, познавательно-исследовательская при объединяющей роли восприятия. Слушая произведения («Королевский марш льва», «Лебедь», «Аквариум» и др.) из этой сюиты на музыкальных занятиях, мы увидели, что наши воспитанники проявляют большой интерес к этой музыке. Это обусловлено особенностью восприятия детей старшего дошкольного возраста: их привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Музыка, рассказывающая о животных и птицах, дает детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные пьесы позволяют развивать у детей образную речь, проявлять творчество (передавать в танце характерные черты образов животных и птиц, изображать их в продуктивной деятельности и т.п.).
Опираясь на проявленный детский интерес к этой музыке, была организована работа над проектом «Карнавал животных».
Идея проекта:
1. Стимулировать познавательный интерес детей к разнообразию музыкальных произведений;
2. Решить задачи формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников согласно ФГОС ДО на основе принципа интеграции через все образовательные области.
Образовательные области
Задачи
Художественно-эстетическое развитие
Развивать осознанную потребность в музыкальном искусстве и практический интерес к нему
Познавательное развитие
Способствовать формированию познавательных действий и развитию творческой активности
Речевое развитие
Активизировать и расширять словарный запас
Социально-коммуникативное развитие
Формировать позитивные установки к различным видам творчества;
развивать эмоциональный интеллект
Физическое развитие
Развивать навыки выразительного движения
Цель проекта: знакомство детей старшего дошкольного возраста с сюитой Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Музыкальные инструментыРабота над проектом нам позволила решить целый комплекс педагогических задач. Слушание ярких, выразительных музыкальных произведений побуждает детей к творческой эстетической активности (музыкально-ритмическое движение, рисование, конструирование, произведения изобразительного искусства, чтение стихов, придумывание сказок, инсценировок). После прослушивания музыкального номера в беседе с детьми обсуждался музыкальный образ персонажа сюиты. Его повадки, поведение, характерные особенности, среда обитания. Для получения полного «портрета» детям предлагалось дома вместе с родителями найти дополнительную, интересующую их, информацию; подобрать стихи, рассказы загадки о животных; составить синквейн; сделать из собранного материала «книжку-малышку».
В детском саду педагоги на занятиях по изобразительной деятельности рисовали с детьми героев музыкальной сюиты, а также музыкальные инструменты, которые звучали в конкретной части. SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Лего-конструирование. "Лебедь", "Виолончель"Музыкальные инструменты и персонажей сюиты строили из конструктора «Лего» (конструктивная деятельность). Познавательно-исследовательская деятельность способствовала усвоению знаний о жизни животных и птиц в природе.
Как только мы выяснили, что дети обладают определёнными знаниями по исследуемой теме, детям было предложено выбрать наиболее понравившегося персонажа сюиты для воплощения его в художественном образе карнавального костюма для новогоднего праздника. Новогодний праздник стал завершающим этапом нашего проекта. Содержание праздника было ориентированно в первую очередь на интересы и возможности каждого ребёнка; созданы условия для самореализации, самоутверждения, самораскрытия ребёнка в самостоятельной творческой деятельности.
SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Королевский марш льва. СинквейнТаким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование проектной деятельности в процессе воспитания и обучения способствует формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников, и оказывает содействие в их реализации:
- раскрывает интеллектуальные способности детей;
- повышает общий кругозор и познавательную активность дошкольников;
- стимулирует творческие возможности, создаёт атмосферу творческого поиска, развивает личностную самостоятельность.
Для достижения цели проекта мы использовали следующие формы и методы организации деятельности:
1. Слушание музыки
2. Видеопросмотры
3. Демонстрация иллюстраций
4. Беседы по содержанию произведений
5. Выставка творческих работ
6. Изготовление «книжек-малышек»
7. Синквейн
8. Сюжетное конструирование
9. Музыкальные импровизации
10. Изготовление карнавальных костюмов
11. Самостоятельная исполнительская деятельность
SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Новогодний праздник "Карнавал животных"12. Новогодний праздник
Конечный результат нашей работы:
Воспитанники
• познакомились с сюитой К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
• увидели разные виды театральных постановок на музыку сюиты;
• приобрели эмоционально-познавательный опыт;
• восприняли новую информацию в доступной и увлекательной форме;
• получили возможность самореализации в творческой деятельности, используя приобретённые знания и навыки.
Источники:
https://www.resobr.ru/article/63774-funktsionalnaya-gramotnost-v-detskom-sadu
Интерактивное образование (электронная газета) №101, июнь, 2021 год.
http://io.nios.ru/articles2/120
Образовательная система «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.:
Баласс
, 2003.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 9 Сентябрь 2022года