Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №240 «Ручеек»

 

 

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно – психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований (Захаров А.И. «Неврозы у детей»), в возрасте одного – трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу. Перед детьми, страдающими нервно – психическими расстройствами встает проблема социально – психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. Между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Недостаточно развитые навыки общения, проблемы эмоционально – волевой и познавательной сфер личности ребенка приводят к множеству психологических проблем и нервно - психическим заболеваниям.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Актуальность программы

Тема «Формирование психологического здоровья дошкольников» современна и актуальна, так как многие психологические и педагогические проблемы уходят своими корнями в глубокое детство.

Основной задачей детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками программы. Однако, основным компонентом поддержания и сохранения психологического здоровья детей считаем развитие их эмоционально – волевой и познавательной сферы. «Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. …

«Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов» (М.И. Чистякова).

Сохранить психологическое здоровье ребенка – это научить его адаптироваться к любой среде, противостоять стрессовым ситуациям и творчески относиться к действительности.

У детей дошкольного возраста неустойчивая эмоционально-волевая регуляция: они не могут управлять своими эмоциональными состояниями, в связи с чем у них наблюдается импульсивное поведение, сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому необходима работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения.

Цель:

раскрытие творческого, эмоционально - нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Программа составлена на основе развивающих программ Хухлаевой О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет, Л.И. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей», С.И. Шракбаровой «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников» и др. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий, включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст

Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

10-12 человек

15 минут

4-5 лет

10-13 человек

20 минут

5-7 лет

13-14 человек

25 минут

Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - подгруппами по 10-14 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 15 минут до 25 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы альбом, цветные карандаши; массажный мяч, палочки, у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура развивающих занятий.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 –7 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Психологический курс

для детей 3-4 лет

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость.

В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка.

Основным видом деятельности трехлеток становится игра.

Задачи психологического курса для детей 3-4 лет

Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.

Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

Развивать способность подчинять свои действия правилам.

Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.

Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.

Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность — игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

Особенности возраста:

Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

Появление смысловой структуры сознания.

Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

Удерживает внимание 7–8 минут.

Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).

Цели и задачи для взрослых:

Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.

Формировать умение действовать по правилам.

Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.

Новообразования:

Усвоение первичных нравственных норм.

Самооценка.

Появление элементов партнерского общения.

Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам

(критерии результативности)

Восприятие

Цвета

Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый

Узнавание, называние, соотнесение

Формы

Шар - круг, куб - квадрат, треугольник

Узнавание, называние, соотнесение

Величины

Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий

Узнавание, называние, соотнесение

Пространства

Далеко - близко, высоко - низко

Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев

Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.

Слуховая образная: объем — 3–4 звука.

Слуховая вербальная: объем — 4 слова.

Тактильная: объем — 3–4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета.

Устойчивость — 10–12 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.

Воображение

Репродуктивное

Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)

С элементами творческого

Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией.

Использование в игре предметов-заместителей

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.

Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию; животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

Сериация

по цвету — 3 оттенка;

по величине — 5 предметов;

по расположению в пространстве — 3 положения;

серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Коммуникативная сфера

Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 3 до 4 лет

(1 занятие в две недели по 15 минут, всего 15 занятий)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Октябрь

1

2

Здравствуй, детский сад

Я человек

1

1

Ноябрь

1

2

Я изучаю мир (мебель)

Я изучаю мир (транспорт)

1

1

Декабрь

1

2

Учимся слушать и слышать (опасности, которые нас окружают)

Тренируем пальчики (одежда, обувь)

1

1

Январь

1

2

Тренируем пальчики (лесные обитатели)

Наши меньшие друзья (домашние животные)

1

1

Февраль

1

2

Эти удивительные сказки

Учимся запоминать (все работы хороши)

1

1

Март

1

2

Учимся помогать (вот так мама, золотая прямо)

Мои любимые игрушки

1

1

Апрель

1

2

Развиваем внимание (весна пришла, нам тепло принесла)

Диагностика

1

1

Май

1

Мы многое умеем

1

Психологический курс

для детей 4-5 лет

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

1. Повышение познавательной активности. В занятие включены темы, посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.

2. Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:

правильно дифференцирует цвета и оттенки;

знает названия шести основных цветов;

различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал;

различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед;

умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте;

узнает бытовые предметы на ощупь;

улучшается слуховое внимание и восприятие.

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.

3. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно- образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).

4. Появление сюжетно-ролевой игры. Занятия дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Задачи психологического курса для детей 4-5 лет

1. Создавать условия для проявления познавательной активности.

2. Способствовать самопознанию ребенка.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.

5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

7. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

Повышенная познавательная активность.

Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

Усложнение сюжетно-ролевой игры.

Появление осознанности собственных действий.

Цели и задачи для взрослых:

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

Создавать условия для проявления познавательной активности

Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Новообразования:

Контролирующая функция речи.

Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

Появление элементов произвольности.

Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 5 годам (критерии результативности)

Восприятие

Эмоциональных состояний

Радость, грусть, гнев, удивление, испуг

Узнавание, называние, соотнесение

Звука

Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка

Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание

Запаха

Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный

Узнавание, описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

Вкуса

Сладкий, горький, кислый, соленый

Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как…)

Свойства предметов

Тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый.

По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)

Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание

Пространства

Высоко – низко, слева – справа, впереди - сзади

Определение места нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте

Времени

Утро, вечер, день, ночь.

Вчера, сегодня, завтра

Соотнесение события со временем его происшествия

Память

Зрительная образная: объем — 5 предметов.

Слуховая образная: объем — 4–5 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 5 слов.

Тактильная: объем — 4–5 предметов.

Внимание

Объем — 5 предметов.

Устойчивость — 15–20 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.

Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.

Обобщение

на основе изученных свойств;

по материалу;

по эмоциональному состоянию;

времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

Сериация

по цвету — 4 оттенка;

по величине — 5 предметов;

по эмоциональному состоянию — 4 карточки;

по свойствам — 3 предмета.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера

Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.

Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 4 до 5 лет

(1 занятие в две недели по 20 минут, всего 15 занятий)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Октябрь

1

2

Разговариваем жестами

Будь внимателен

1

1

Ноябрь

1

2

Будь внимателен

Тренируем пальчики

1

1

Декабрь

1

2

Я учусь владеть собой

Тренируем память

1

1

Январь

1

2

Как доставить радость другому человеку

Наши пальчики – друзья

1

1

Февраль

1

Развиваем мышление

1

Март

1

2

Учимся дружить

Тренируем память

1

1

Апрель

1

2

Тренируем память

Диагностика

1

1

Май

1

2

Учимся слушать и слышать

Разные чувства

1

1

Психологический курс

для детей 5-6 лет

К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-6 лет

Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Способствовать самопознанию ребенка.

Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

Предвосхищение результата деятельности.

Активная планирующая функция речи.

Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 6 годам (критерии результативности)

Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем — 6 предметов.

Слуховая образная: объем — 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов.

Устойчивость — 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

дикие и домашние животные;

растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

вещи (головные уборы, одежда, обувь);

рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

Сериация

по цвету — 5 оттенков;

по величине — 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

по возрасту — 4 возрастные группы;

по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 5 до 6 лет

(1 занятие в 2 недели по 25 минут, всего 15 занятий)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Октябрь

1

2

Мимика и пантомимика

Мы-молодцы

1

1

Ноябрь

1

2

3

Нам любое дело по плечу

Наши пальчики ловкие и умелые

Работаем дружно

1

1

Декабрь

1

2

Развиваем восприятие

Будь внимателен

1

1

Январь

1

2

Человечки, живущие в нас

Развиваем мышление

1

Февраль

1

2

Страна вообразилия

Общение и мы

1

1

Март

1

2

Ориентируемся в пространстве

Конфликтам скажем –нет!

1

1

Апрель

1

2

Учимся слушать и слышать

Диагностика

1

1

Май

1

Я внимательный и старательный

1

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания

ЛИТЕРАТУРА

Безрукова Н.М. Логическое мышление и внимание, 2002г.

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет, 2014г.

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет, 2014г.

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет, 2014г.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей

дошкольного возраста

, 1989г.

Крепенчук О.И. Пальчиковые игры для малышей, 2005г.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, 1999г.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, 1997г.

Чистякова М.И. Психогимнастика, 1995г.

Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик, 2014

Крюкова С.В. Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, 2007г.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников