* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе посредством игровой деятельности.

Подготовка детей к школе является одной из актуальных проблем современного общества. Если ребенок психологически готов учебной деятельности, то и обучение в школе будет проходит успешно.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Это своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период и показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности, это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности,а также принятие социальной позиции школьника. Она состоит из следующих компонентов:

1. Личностный готовность (отношение ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе.) - предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы. То есть оценивается, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом, а также социальный компонент: адаптивность, общительность, способность постоять за себя.

2.Интеллектуальная готовность (развитие познавательных процессов.) - предполагает определенный уровень развития восприятия, мышления, речи, памяти, моторики, зрительно-двигательной координации.

3 Эмоционально-волевая готовность - предполагает определенный уровень развития эмоциональной устойчивости, эмоциональной напряженности, умение произвольно подчиняться правилам.

Важную роль в этот период времени играют психологические новообразования.

Психологические новообразования:

1) соподчиненность мотивов. Действие ребенка побуждается не отдельными мотивами, а их системой, где постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные. Эта система мотивов и составляет основу произвольности психических процессов (памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.

2) личностное поведение - это поведение, складывающееся под влиянием двух желаний, действующих непосредственно и действовать по образцу, согласно требованиям взрослого. 3) возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника, произвольность в отношениях к регуляции своего поведения.

4) поведение становится сложнее,

5) возникновение самосознания личности дошкольника. У ребенка формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения, т.е. к нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится,

6) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности,

7) возникновение первичных этических инстанций (понятий добра и зла и пр.),

8) наглядно-образное мышление - решение задач мыслительных в результате внутренних действий с образцами, представлениями.

Таким образом, к концу дошкольного возраста можно выделить три основных психологических приобретения:

1)начало произвольного поведения

2)произвольность познавательных процессов

3)децентрация (отдельность) личности.

Дошкольный возраст- это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. И развивается все это посредством игровой деятельности,т.к.игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста.Игра для ребенка – это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры у дошкольника развивается память, внимание, мышление, воображение (психические функции, необходимые для успешного обучения в школе.) В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом быстро утрачивают интерес к школе. Необходимо развивать качества ребенка, ориентированного на обучение:

‒ в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация;

‒ для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;

‒ важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;

‒ необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель , взрослый;

‒ творческая активность и инициативность. Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя научитьребенка.

Итак, какие же игры советуют педагоги?

1. Сюжетно-ролевые игры. К ним относятся те самые игры Магазин, Больница и т.д. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, они помогают познавать окружающий мир и под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов. Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, творческую фантазию, образное мышление, память, речь, познавательные способности.Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

3.Игры-соревнования.В играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

4. Конструкторская игра. В результате конструирования у детей развивается воображение и образное мышление, они учится планировать свои действия в определенной последовательности.

5. Игра-драматизация. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение. Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.

6.Дидактические игры .В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (игровая задача), цель (обучающая задача), содержание, правила игры, игровые действия, результат (и/или оценка). Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в умственном воспитании дошкольников.Основная цель дидактической игры - решение конкретных обучающих задач. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

6. Подвижные игры.Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения.формируют навыки коллективной деятельности, сотрудничества и общения.Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умение управлять своими чувствами,вижениями.Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.Одновременно в таких играх происходит активизация мыслительной деятельности ребенка:тренируется внимание,уточняются имеющиеся представления, понятия, развивается воображение, память, сообразительность.

Так что же значит игра для дошкольника? Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни. Подготовка ребенка к школе – это непростой процесс, но веселые игры помогут сделать его более приятным и легким. Поэтому нужно чаще играть с будущим школьником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!