И. Г. Карасева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Формирование творческой личности в начальной школе
Аннотация.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. В статье раскрывается понятие « творческие способности», выделяются педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию этих способностей у младших школьников в процессе обучения, приводятся результаты использования современных образовательных технологий в педагогическом процессе.
Ключевые слова: младшие школьники, современные технологии, творческие способности, творческая деятельность детей, развитие личности, воспитание ребенка.
Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно - ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения в школе. Современное общество ставит перед педагогами задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Цель современного образования – не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В соответствии с этой целью разработатывается методическая система.
Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Цель: создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира
Формирование системного диалектического мышления
Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации
Формирование навыков работы с информацией
Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам
Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению
Педагогические принципы: принцип научности; принцип прочности усвоения знаний; принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения; принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство; принцип индивидуализации; педагогический гуманизм
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода и делается опора на современные образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ-технологию; проблемно-диалогическую технологию; технологию продуктивного чтения, метод проектов, технологию оценивания и др. В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Компьютер используется на уроках в начальной школе как источник учебной информации, как наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, тренажер, средство диагностики и контроля. Применяются игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические, сюжетно-дидактические, сюжетно-режиссерские. Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов (например, «Игры и задачи для начальной школы» и др.) Вместе с тем уроки с использованием компьютера, интерактивной доски проводятся наряду с обычными занятиями, так как компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Использование информационных технологий на уроках позволяют решать не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, но и задачи развивающего обучения. Одним из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся является проектная деятельность. Решение исследовательских задач позволяет повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, публикацию, буклет, учебное пособие и т.д. Работа над созданием продукта позволяет каждому ученику истинно оценивать себя и других – научиться давать позитивную оценку, находить положительные и отрицательные стороны. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности ученика. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Технология проблемно-диалогического обучения, используемая на уроках, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Анализируя результаты диагностического обследования и собственные наблюдения, пришла к выводу, что в ходе использования технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:
ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы учатся самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника; учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; став исследователями, учатся вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. Работая в парах или в группе, приобретают коммуникативные умения. Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин отметил, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, необходимо в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текстов как литературных, так и научно – познавательных, с которыми учащиеся начальной школы встречаются на всех уроках. Практический опыт, итоговые работы, характеризующие уровень освоения учащимися универсальных учебных действий убеждает, что использование современных образовательных технологий позволяет достичь высоких результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, создание ситуации успеха.
Ситуация успеха является одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников. Применяемая технология оценивания образовательных достижений позволяет развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку на уроке и сберечь психологическое здоровье детей.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути. Для учителя главное в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.
Литература и источники:
Путин В.В., выступление на съезде Российского книжного союз
а(
октябрь 2011г)
Н.Н.
Светловская
« Технология продуктивного чтения»