Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Кристаллик»
Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Марданова Елена Евгеньевна, воспитатель
город Салехард
Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел (ФГОС). И в одной из задач говорится о том, что на дошкольном этапе мы должны формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте.
Современная ситуация развития ребенка характеризуется достаточно ранним и интенсивным погружением ребенка в информационную среду, в связи с чем обучение грамоте, чтению в дошкольном возрасте многие педагоги и родители рассматривают как залог будущего успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно найти правильный подход. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков, формирование фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языкаграмматики и связанной с ней орфографии». Д. Б. Эльконин
• Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. • Звуковой синтез - соединение звуков в слова. • Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
I этап - Подготовительный этап.
Начинается в младших группах и продолжается на всем периоде.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук" (все, что мы слышим это звуки, давайте послушаем тишину, что услышали). Сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).
Предлагаемые игры:
"Узнай, что звучит?" (закройте глаза: хлопок, музыкальный инструмент, разрезание бумаги и т.д.)
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”
"Покажи картинку (что звучало: шум дождя, крики птиц, стук молотка, пение- звуки животного мира, звуки природы, звуки человека)
"Кто сказал?" (кто поздоровался: закройте глаза, до кого дотронулись здоровается, другие угадывают)
Так же необходимо научить детей в правильной последовательности и в правильном направлении выполнять заданные действия с предметами. Сначала детей учат ориентироваться в схеме собственного тела (левой рукой дотронуться до правого уха, и т. д., затем уточняется ориентировка в пространстве (что вверху, внизу комнаты.). Заканчивается обучение ориентировкой на листе бумаги.
Предлагается поиграть в игры: «Встань в круг, шеренгу, колонну» дети наглядно видят, кто стоит первый, последний, между, за, перед. Это необходимо впоследствии и при звуковом анализе и печатании слов, выкладывании схемы предложения. С детьми младшего возраста можно играть в настольный театр «Репка» уточняя последовательность слева-направо, кто 1, 2, последний, между.
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, поднесение ладошки к подбородку):
Можно использовать игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" (делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец). Передаем по «Телеграфу», и в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия, которые помогают наглядно увидеть части: (разрезанная ваза, разорви полоску бумаги на части, домики: количество окон соответствует количеству слогов). В подготовительной группе дети с помощью схем, экспериментов со словами начинают понимать правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
«Прошагай слово» - наглядно увидеть короткое и длинное (кот, картошка, карта);
II этап - Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [а]. Девочка Аня укладывает куклу спать и поет песенку ААА. Какую она поет песенку? Когда она ее поет, как открывается ротик? (посмотрите друг на друга или в зеркало). Затем детям рассказываем сказку (пособие Ткаченко основывается на утрированной артикуляции). После дети рассматривают артикуляцию произношения звука, рот широко открыт (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие, ниточка не рвется и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Телевизор сломался": педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука": педагог произносит звук, дети показывают карточку символ и наоборот.
"Припоминание слов на заданный звук".
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове: необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.
Пособия:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки птички, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети поднимают нужную часть (Аист, стена, пар)
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.
III этап - Знакомство с согласными звуками.
Знакомство лучше начинать со звуков [к, т, п, м, з], потому что, артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала или на друг друга. Рассказываем сказку, что звук хотел спеть песенку, а у него не получается и выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык он согласился с этим. Дается понятие согласный звук, и подкрепляем это понятие символом синего цвета. На начальном этапе предлагаем изобразить с помощью рук звуки (кулачек- твердый, ладошка-мягкий).
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы детям было понятнее, можно связать твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном Том живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном Тим живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой. Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово» и другие.
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова.
Игра «Расскажи о себе» Звуковой анализ слова - сознательное выделение звуков в слове и их качественная характеристика. Можно охарактеризовать звуковой анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает педагог. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]». Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]». Назвать количество звуков в слове; назвать звуки по порядку; сколько в слове гласных звуков в слове?
Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Задача педагога сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его педагог использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета). Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками - квадратиками желтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. Используемые на этом этапе игры: «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички», «Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.
Педагог обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Педагог вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:
Скажи слово и послушай себя. Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных, состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК, ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.
Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.
Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.
Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-с
интетическую работу со звуками.
Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «
пропевая
» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.
Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме.
Литература:
1. Варенцова Н.С.Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2008.