Дубинина Е. Л. (ГПОУ ?Горловский колледж промышленных технологий и экономики?) Формирование у обучающихся ИКТ-компетенций на занятиях химии. В преподавании химии создаются условия для развития предметных (специальных) компетентностей и надпредметных (ключевых) компетентностей. Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета ?химия?. Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении), а также за счет реализации межпредметных связей химии с биологией, математикой, физикой, историей, экологией. Введение компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда студенты могут хорошо усвоить теоретические знания, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения. Целью применения инновационных технологий в процессе обучения химии является подготовка конкурентоспособного специалиста. Эффективным в подготовке специалиста является активное применение инновационных технологий, которые не вытесняют традиционные технологии, а органично дополняют их. Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня знаний, доступа к информационным ресурсам сети Интернет. Информационные технологии в химии могут применяться в виде приборов, собирающих информацию с образцов (например, спектрофотометры, хроматографы и др.); электронных образовательных ресурсов (таких как электронные учебники, тренажеры и др.); педагогических программных средств (ППС), позволяющих значительно улучшить учебно-воспитательный процесс. Электронные учебники – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большего раздела с помощью компьютера. Тренажеры создают условия для приобретения и закрепления определенных навыков и умений. Тестовые системы предназначены для контроля знаний. Встречаются тестовые системы двух видов: открытые и закрытые. В первом, преподаватель сам может наполнять систему проверочными заданиями, а во втором, жестко запрограммированный набор вопросов и вариантов ответов без возможности изменения. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента. Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на занятиях, и на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов; чрезмерная опасность проведения некоторых опытов; большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д. Поэтому на занятиях химии применяются цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на занятиях. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента. Таким образом, использование современных информационно- коммуникационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая студентам и преподавателям более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Цели использования информационных технологий: сделать занятие современным (с точки зрения использования технических средств); приблизить занятие к мировосприятию современного студента, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и студентом; помочь преподавателю в: проверке знаний, умений и навыков; организации закрепления полученных знаний; экономии времени; возможности эмоционально и образно подать материал; оформлении рефератов, научно-исследовательской работе и т.п. проведении интерактивного занятия. Информационно – коммуникативные технологии способны: повысить уровень наглядности; стимулировать познавательный интерес; придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер; индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность; осуществлять обратную связь (ответная реакция аудитории); формировать у обучающихся мнения и отношения; формировать жизненные навыки; преподавателю, применяющему ИКТ на занятиях легче установить контакт со студентами. Также следует отметить, что применение информационных технологий при обучении химии способствует развитию любознательности и высокой познавательной активности студентов, а также позволяет сформировать информационную компетентность студентов. Изучение химии весьма специфично, поскольку предполагает проведение химического эксперимента. При организации практических опытов компьютер может стать неотъемлемым помощником. В особенности это касается экспериментов, если вступают в реакцию или получают в ходе неё токсичные вещества (бензол, галогены и др.), при этом виртуальный мир даёт возможность проводить химический опыт без риска для здоровья обучающихся. Это обстоятельство обязывает преподавателя химии применять виртуальные практикумы. Реальный и виртуальный эксперимент должны взаимно дополнять друг друга. Виртуальный химический эксперимент возможен в случаях работы с ядовитыми реактивами. Примером материалов работ в виртуальных лабораториях может служить сайт http://www.tyappu.narod.ru/fosfor.html. Педагогическое мастерство преподавателя химии заключается в умении применять традиционные и инновационные технологии, целесообразно их сочетать и комбинировать с учётом индивидуальных личностных особенностей каждого студента. Применение инновационных технологий требует от преподавателя особой высококвалифицированной психолого-педагогической компетенции, позволяющей в современных условиях образования данные технологии использовать не только на академических занятиях по химии, но и в научно-исследовательской деятельности и других воспитательных мероприятиях. Литература Гончарик Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания // Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. – 2022. – Вып. 21. – С. 74-76. Джашитов В. Э. Мультимедийные информационно-компьютерные технологии в научно-образовательных курсах лекций и экспресс-контроле знаний по точным наукам / В. Э. Джашитов, В. М. Панкратов, А. В. Голиков // Информ. технологии. – 2021. – № 1. – С. 44-48. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2022. - №8, с. 35 – 37. Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в школе, 2021.- №7, с. 36 – 37. Интернет – ресурсы http://go.mail.ru/search?gp=818015&frc=818015&q=org%20xumuk.ru http://go.mail.ru/search?gp=818015&frc=818015&q=wikipedia http://www.tyappu.narod.ru/fosfor.html.
Формирование у обучающихся ИКТ-компетенций на занятиях химии