«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся, которые включены в блок метапредметных планируемых результатов образовательных программ.
Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Учитель, проектируя рабочую программу по математике , в разделе «Планируемые результаты обучения» даёт общую характеристику учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса. Составляя тематическое планирование, педагог конкретизирует виды учебных действий к каждому уроку для реализации системно-деятельностного подхода.
Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики.
1. Личностные УУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Условия для формирования личностных УУД::
- положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)
- беседы («Зачем нужно изучать математику?»);
- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?» « Что общего между геометрическими фигурами?»);
- работа в парах (составление таблицы умножения);
- работа в группах (проектная деятельность).
2. Регулятивные УУД и виды деятельности:
- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);
- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).
3. Познавательные (общеучебные) УУД :
-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)
- знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)
- умение структурировать знания (знаю, хочу, умею. )
- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
Познавательные (постановка и решение проблемы):
-формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма (например, приём умножения трёхзначного числа на однозначное число в столбик), нового вида задачи );
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий, демонстрация математических фокусов).
4. Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение),например: решение задач с отстуствующим вопросом,дети должны придумать вопрос к задаче;
- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);
- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),
- уважение к другой точке зрения,
- умение доказывать свою позицию,
-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, проектная деятельность).
Рассмотрим формирование УУД на этапах урока изучения нового материала по теме: «Единицы массы. Грамм» в 3 классе. Фрагменты с уроков математики
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.
- Займите свои рабочие места.
Открыли тетради, записали число и классная работа.
2. Актуализация знаний.
- На уроке нам с вами предстоит подробно рассмотреть порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками.
1.Устный счёт. Игра «Молчанка»
3 х
2
8
4
6
7
9
5
3
10
2.Игра «Найди правильный ответ».
( У каждого ученика лист с числами)
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
- Я читаю задания, а вы, выполнив в уме действия, должны полученный результат, т. е. ответ, зачеркнуть крестиком.
Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. Какое число я задумала?
(98)
Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. Какое число я задумала?
(58)
Первое слагаемое 90, второе слагаемое 12. Найдите сумму.
(102)
- Соедините полученные результаты.
- Какую геометрическую фигуру вы получили? ( Треугольник)
- Расскажите, что вы знаете о данной геометрической фигуре. (Имеет 3 стороны, 3 вершины, 3 угла)
- Продолжаем работать по карточке.
Найдите разность чисел 100 и 22
. (78)
Уменьшаемое 99, вычитаемое 19. Найдите разность.
(80).
Возьмите число 25
4 раза.
(100)
- Начертите внутри треугольника еще 1 треугольник, соединяя полученные результаты.
- Сколько треугольников получилось? (5)
3. Работа над темой урока.
(Наблюдение за изменением значения выражения от порядка выполнения арифметических действий )
- В жизни мы постоянно выполняем какие-либо действия: гуляем, учимся, читаем, пишем, считаем, улыбаемся, ссоримся и миримся. Эти действия мы выполняем в разном порядке. Иногда их можно поменять местами, а иногда нет. Например, собираясь утром в школу, можно сначала сделать зарядку, затем заправить постель, а можно наоборот. Но нельзя сначала уйти в школу, а потом надеть одежду.
- А в математике обязательно ли выполнять арифметические действия в определенном порядке?
- Давайте проверим:
Сравним выражения:
8-3+4 и 8-3+4
-Видим, что оба выражения совершенно одинаковы.
-Выполним действия в одном выражения слева направо, а в другом справа налево. Числами можно проставить порядок выполнения действий ( выведено на экран)
Порядок действий
-В первом выражении мы сначала выполним действие вычитания, а затем к результату прибавим число 4.
-Запишем.
8-3+4=5+4=9
-Во втором выражении сначала найдем значение суммы, а потом из 8 вычтем полученный результат 7.
8-3+4=8-7=1
- Почему результаты получились разные ?
- Отчего зависит порядок действий?
- Давайте сделаем вывод: порядок выполнения арифметических действий менять нельзя.
- Каков же порядок выполнения действий в выражениях без скобок ?
- Узнаем правило выполнения арифметических действий в выражениях без скобок.
- Учебник, страница 24. Читаем правило.
- Какая же тема нашего урока и цель?
4. Закрепление знаний.
- Рассмотрим первое выражение : 38-10+6
- В этом выражении имеются только действия сложения и вычитания. Эти действия называют слабыми действиями
-Выполняем действия слева направо по порядку
Порядок действий
- Рассмотрим второе выражение
24:3*2
- В этом выражении имеются только действия умножения и деления – это сильные действия .
Порядок действий
- В каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления?
Вывод: Если в выражение без скобок входят не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления, или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
- Рассмотрим выражение.
18:2-2*3+12:3?
- Какие действия в этом выражении вы видите? (В этом выражении имеются действия сложения и вычитания, умножения и деления. )
- По какому правилу будем действовать? (Действуем по правилу^ Сначала выполняем по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Расставим порядок действий.
1 4 2 5 3
18:2-2*3+12:3
- Давайте вычислим значение выражения ( один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- Давайте сделаем вывод, в каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются скобки? (Если в выражении имеются скобки, то сначала вычисляют значение выражений в скобках).
Работа у доски с объяснением: рассмотрим выражение- 30 + 6 * (13 - 9) ( все действия комментируются учеником с помощью учителя)
-Какие действия имеются в данном выражении? ( в этом выражении имеется действие в скобках, значит, это действие выполним первым, затем по порядку умножение и сложение.
- Расставим порядок действий.
3 2 1
30 + 6 * (13 - 9)
-Вычислим значение выражения.
3 2 1
30+6*(13-9)=30+6*4=30+24=54
- Как вы думаете ,как нужно рассуждать, чтобы правильно установить порядок арифметических действий в числовом выражении? (Надо рассмотреть выражение (выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и только после этого выполнять действия в следующем порядке:
1. действия, записанные в скобках;
2. умножение и деление;
3. сложение и вычитание.
( На интерактивную доску выводится порядок выполнения арифметических действий) :
Порядок действий
ФИЗМИНУТКА
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
5. Выполнение тренировочных заданий на изученное правило . (Работа у доски с комментированием).
(*Учащиеся устанавливают порядок действий и выполняют вычисления).
43 - (20 - 7) +15
32 + 9 * (19 - 16)
2 * 9 - 18:3
- По какому правилу надо действовать? ( Комментированное объяснение ученика: Будем действовать по правилу. В выражении 43 - (20 - 7) +15 имеются действия в скобках, а также действия сложения и вычитания. Установим порядок действий. Первым действием выполним действие в скобках, а затем по порядку слева направо вычитание и сложение).
43 - (20 - 7) +15 =43 - 13 +15 = 30 + 15 = 45
- Решение выражений с комментированием учениика : В выражении 32 + 9 * (19 - 16) имеются действия в скобках, а также действия умножения и сложения. По правилу первым выполним действие в скобках, затем умножение (число 9 умножаем на результат, полученный при вычитании) и сложение.
32 + 9 * (19 - 16) =32 + 9 * 3 = 32 + 27 = 59
(В выражении 2*9-18:3 отсутствуют скобки, зато имеются действия умножения, деления и вычитания. Действуем по правилу. Сначала выполним слева направо умножение и деление, а затем от результата, полученного при умножении, вычтем результат, полученный при делении. То есть первое действие – умножение, второе – деление, третье – вычитание).
2*9-18:3=18-6=12
6. Самостоятельная работа ( со взаимопроверкой):
- Узнайте ,правильно ли определен порядок действий в следующих выражениях.
4 3 1 2
37 + 9 - 6 : 2 * 3 =
3 1 2
18 : (11 - 5) + 47=
1 3 2
7 * 3 - (16 + 4)=
- Проверяем работу. Как вы рассуждали при решении выражений .
- Кто повторит правило выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок?
( Вспоминаем правило и повторяем хором).
7. Решение задачи. ( На экран выведена текстовая задача).
В книге 48 страниц. Даша читала 3 дня по 9 страниц. Сколько страниц книги осталось прочитать Даше?
- Задача простая или составная?
- Что надо еще найти, прежде, ответить на главный вопрос задачи?
- После этого можно узнать,сколько страниц осталось прочитать Даше? ( Оформляют решение и ответ самостоятельно).
- А теперь проверим как вы справились с задачей ( порядок действий комментируют).
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие знания вы получили на уроке? ( Сегодня на уроке мы познакомились с правилом порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. В ходе выполнения заданий определяли, зависит ли значение выражений от порядка выполнения арифметических действий, узнали, отличается ли порядок арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками, потренировались в применении изученного правила, искали и исправляли ошибки, допущенные при определении порядка действий).
- Какой момент на уроке был для вас удачным?
- Где испытывали трудности?
9. Домашнее задание: рабочая тетрадь с.13, № 16-17.