ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Митюкова Ксения Сергеевна,

преподаватель ОД (русский язык и литература),

ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище»; kseniyasurgutanova@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается один из способов формирования УУД на уроках русского языка и литературы через технологию сторителлинга.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные навыки, сторителлинг, обучающийся, технология.

Современный урок по ФГОС должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение школьников учиться, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Для обеспечения положительной мотивации к обучению необходимо занимательное изложение учебного материала, а также разнообразная форма его подачи.

В настоящее время применение цифровых технологий на уроках уже не является новшеством, и, как правило, без них не обходится большинство занятий. Однако, цифровые технологии, соединяясь с устными рассказами, превращаются в нечто новое и не до конца изученное. Для меня таковой открылась техника сторителлинга (англ.storytelling), применение которой, по моему мнению, может стать одним из возможных путей  преодоления  проблемы  низкой мотивации к обучению, развитию коммуникативных и регулятивных навыков.

Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации [2, с.113].

Педагогический сторителлинг, как способ подачи познавательной информации, выполняет несколько функций: образовательную, развивающую, воспитательную и мотивирующую. Выделяют несколько видов сторителлинга: классический представляет собой реальную историю из жизни, или же вымышленную, которая рассказывается учителем. Это могут быть правила, теоремы и т.д.; активный сторителлинг – учитель создает основу (проблемную ситуацию), учащиеся вовлекаются в процесс создания самой истории; и цифровой сторителлинг – сочетание устного рассказа и визуальных элементов [3, с.11].

Последний я активно использую в своей практике. На уроках русского языка и литературы с учащимися 5-6 классов создаем увлекательные истории на основе лингвистических сказок, иллюстрации, придумываем сценарии по материалам параграфа, из слов-исключений орфографических правил сочиняем увлекательные рассказы для лучшего их усвоения и запоминания. Картинки, истории, как известно, запоминаются лучше, чем теоретическая информация.

В основе данного метода лежит принцип – нельзя понять то, что ты не пропускаешь через себя. Истории нужно рассказывать так, чтобы они были не только полезны обучающимся, но, и чтобы принесли эффект сопричастности, мотивированности.

В любой истории   обязательно должен быть герой, который задается целью или же перед ним возникает определенная проблема. Становится очевидно, что он начинает искать пути ее решения, используя несколько средств. В итоге персонаж получает положительный результат, делает выводы или ставит перед собой новые цели [1, с.88].                 

В качестве примеров использования данной технологии на уроках русского языка и литературы можно привести следующие:

1)  Создание различных лингвистических сказок при изучении того или иного правила раздела «Орфография» или «Морфология», которые повествуют о том, например, как причастие не хотело дружить с отрицательной частицей НЕ, или о том, как у Его Величества Глагола в замке было два стражника – первое и второе спряжение и т.д.

2. Придумывание историй для лучшего запоминания правил, слов-исключений. Так, при изучении темы «Буквы О-А в корне -раст-/-рос-» в 5 классе для лучшего запоминания слов-исключений можно придумать следующую историю: «Подросток Ростислав живёт в Ростове, даёт деньги ростовщик, вырос маленький росток, появилась новая отрасль». Так же можно «обыгрывать» и другие правила.

3. Творческие домашние задания. Например, при изучении темы «Разносклоняемые имена существительные», можно объявить конкурс в классе на лучшее создание истории/стихотворения, в котором нужно употребить все разносклоняемые имена существительные.

4. Сценарии, иллюстрации, комиксы на основе правила параграфа. Так, например, при изучении темы «Имя числительное» можно предложить детям творческую работу: представьте себе, что было бы, если бы исчезли имена числительные? Либо представь себя «Я в цифрах». Расскажите о себе, используя как можно больше числительных (например, «Мне двадцать пять лет. Окончив школу в семнадцатилетнем возрасте…»). Задание можно изменять в зависимости от ситуации (мой выходной в цифрах или моя семья и т. д.).

5. Интересными являются задания, в которых ребятам предлагается примерить на себя какую-нибудь новую роль. Например, при изучении сказки-были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова можно предложить приготовить пересказ от лица одного из персонажей сказки: девочки Даши, одинокого цветочка, а может и мальчика-пионера, одного из помощников девочки. Опишите, что вы видите, чувствуете, думаете о происходящем.

Основной результат выполнения таких заданий - это умение школьниками осуществлять:

- понимание смысла текста, определять авторскую идею;

- объяснение приёмов и средств, которые использовал автор при создании своего текста;

-  создание собственных текстов, соответствующих конкретной речевой ситуации;

- лучшему запоминанию и усвоению теоретического материала.

Таким образом, формирование УУД можно активно развивать на уроках через технику сторителлинга, который является удобным и эффективным способом разнообразить как учебный материал, так и занятие в целом. Истории, которые создают учащиеся, способствуют развитию логического и творческого мышления и одновременно выполняют образовательную функцию. Кроме того, сторителлинг можно успешно использовать и в проектной деятельности.  Методика сторителлинга на уроках русского языка и литературы помогает вызвать у учащихся положительные эмоции, способствует лучшему усвоению учебного материала, развивает коммуникативные навыки.

Литература:

Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроках литературы и русского языка / Е. В. Валеева // Школьные технологии. – 2020. – № 4. – С. 94 – 98.

Зорина, Е. М. Искусство сторителлинга в обучении говорению / Е. М. Зорина, П. А. С

тепичев, Е. И. Чиркова

// Искусство и образование. – 2018. – № 4 (114). – С. 85–94.

2. Павлова, С. А. Сторителлинг в обучении / С. А. Павлова // Школьные технологии. – 2017. – № 6. – С. 113–114.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2021. – 192 с.

4. Полякова, Р. И. Сторителлинг как эффективный метод обучения русскому языку / Р. И. Полякова // Педагогические науки. – 2019. – № 6 (99). – С. 50–52.