Формирование здорового образа жизни – как актуальная проблема человечества.
Бортницкая Оксана Павловна
ГБПОУ  ?Копейский  медицинский техникум?, 
преподаватель физической культуры 

          Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.          Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете, находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
          Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все - то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.
Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.  Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д. Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.
           Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.
         Здоровый образ жизни, понятие емкое, включающее в себя не только медицинские проблемы, но и социальные: материальное благосостояние, жилищные условия, разумное и полезное использование свободного времени, межличностные отношения, организация труда и отдыха, физическое развитие и воспитание, рациональное питание, борьба с вредными привычками, проблема злоупотребления лекарственными препаратами и др.
            Суммируя многие варианты толкования этого понятия, можно сформулировать следующее определение: ?Здоровый образ жизни? - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечения высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия. Такова формулировка этого понятия, зафиксированная в Международном терминологическом словаре санитарного просвещения.63?По определению Лисицына Ю.П. - ?Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья.
Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат, способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни и является главной детерминантом здоровья.
Здоровый образ жизни основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести:
Двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);
Закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);
Рациональное питание;
Гигиена труда и отдыха;
            Подростки обладают специфическими характеристиками, многие из которых очевидны и обуславливаются решаемыми ими социальными задачами. Во-первых, в этом возрасте организм приобретает зрелость, под которой понимается социальная способность к труду в общественном производстве без возрастных ограничений. Во-вторых, происходит выбор профессии, то есть определение своего места в системе общественного разделения труда. В-третьих, для молодежи характерно ускоренное формирование процесса основополагающих потребностей и их закрепление, выработка нравственной модели поведения. В-четвертых, у юношей и девушек образуются семьи, рождаются дети, которых нужно растить и воспитывать. Нередко все эти задачи молодежь решает практически одновременно, что придает ее образу жизни особую динамичность, интенсивность.
             Физическая культура и спорт эффективно решают задачи последовательного укрепления здоровья и развития физических способностей организма детей и молодежи, сохранения навыков в зрелом возрасте, профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом возрасте. Доказывать в наше время пользу физической культуры и спорта - это все равно, что доказывать необходимость воздуха или пищи.
Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".
               Сегодня гиподинамия (низкая физическая активность) - проблема века. Одна из важных причин возникновения и развития большинства заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата, нервной и эндокринной систем, которые приводят к преждевременной инвалидности и смертности десятков и сотен тысяч людей, не достигших 50-летнего возраста. Если раньше врачи выявляли гиподинамию в основном среди взрослого населения (40 лет и старше), то в настоящее время сниженная физическая активность в большом проценте случаев наблюдается среди подростков.
            Пребывание на свежем воздухе и прогулки, как элемент двигательной активности, отдыха и оздоровления, также не выполняются молодежью в значительном большинстве. Хронический дефицит двигательной активности у детей тормозит их нормальное физическое развитие.
         Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ, направленно их регулирует, тем самым, изменяя течение как физиологических, так и патологических процессов в организме. Необходимость строгого соблюдения рекомендуемых норм сбалансированного питания молодежью определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы тех болезней, которые связаны с нарушением питания. К ним относятся не только заболевания органов пищеварения, но и поражения сердечнососудистой, эндокринной, нервной систем, нарушения деятельности организма, выводящих вредные продукты из организма. Питание должно удовлетворять все потребности организма, обеспечивать деятельность всех его систем и органов. Существует около 50 различных веществ, которые должны находиться в пище в определенных соотношениях.
         Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.
              Даже эпизодическое употребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ употребление различных веществ, вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развивается у молодых людей быстро. Хотя эти заболевания известны человечеству с глубокой древности, в настоящее время они из отдельных случаев превратились в эпидемию, уносящую десятки и сотни тысяч человеческих жизней, калечащую миллионы судеб. Причем, в настоящее время наблюдается тенденция не, только к стремительному росту случаев наркомании, но и к ее "омоложению" и увеличению тяжелых наркологических состояний.
             Здоровье человека в значительной мере зависит от него самого. Все социально-экономические преобразования, усилия по совершенствованию медицинской помощи практически будут сведены к нулю  при неправильном отношении молодежи к своему здоровью.
                 Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате ?Мысли о воспитании?: ?Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути?.
                Здоровье человека зависит от условий труда, обучения и быта, привычек и поведения людей, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов.
           В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. (5., с.6)
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
               В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…
Формирование здорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной задачей. “Образ жизни – устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества” [, с. 150].
Нельзя не отметить, что здоровый образ жизни – это категория, отражающая качество, уклад и стиль жизни, определяющая степень социальной и духовной свободы индивида, качество взаимодействия между условиями жизни и моделями поведения, выраженное в творческой самореализации. А формирование здорового образа жизни на пороге нового тысячелетия, как для отдельного индивида, так и для социума в целом, в настоящее время, является насущной потребностью.ЗаключениеЗдоровье детей школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт.
Список использованной литературы
1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В., Ананьев В.А., Андреев Ю.А. Валеология человека: здоровье -любовь - красота: В 2 кн., 5 т. - 2-е изд., доп. и откорректир. - СПб.: Petroc, 1998. - (Валеол. семинар акад. В.П.Петленко). 
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни : Учебник для студентов пед. вузов и институтов физ. культуры. – М.: Флинта: Ritorika-A, 1993г.3. Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. 4. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. – М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000