Формирования национального самосознания средствами празднично-обрядовой культуры в ДОУ

Стадникова Л.А., воспитатель МБДОУ № 33, г. Орёл

Праздничные обряды всегда являлись составной частью культуры народного быта, переплетаясь с другими ритуалами, обычаями и обрядами

Занятия и проведения народных праздников в детском саду является одним из наиболее эффективных способов рассказать детям и напомнить о русских обрядах и обычаях. Приобщением детей к народной культуре необходимо  начинать заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

«…Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его», - говорил А.М. Горький. «…Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего…»

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О.Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала».

Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически,осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно народные праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа.

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то ознакомление детей с народными играми вполне целесообразно. Разученные игры можно использовать в процессе проведения народных праздников, что будет подкреплять у детей знания о русских народных традициях.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Все эти компоненты могут быть использованы в различных видах деятельности детей и различных формах занятий. Например, чтение народной сказки на занятии по развитию речи уже формирует у детей представления о прошлом его народа, о его представлениях, формируются такие черты характера, как доброта, сочувствие, сопереживание. Благодаря русским сказкам, происходит воспитание и личностных качеств: дружелюбие, взаимопомощь, ответственность. Русские сказки учат ребенка, как надо поступать, а как поступать нельзя.

Через пословицы и поговорки у дошкольников формируется субъективная жизненная позиция, причинно-следственные связи, что позволяет в будущем планировать свою деятельность и моделировать собственное поведение. Например, пословица «без труда не вытащишь и рыбку из труда» дает детям понять, что ничего не дается просто так, чтобы что-то получить - нужно много трудиться. Поговорка «поспешишь - людей насмешишь» говорит о том, что не надо делать что-либо спеша, потому что могут обсмеять и тому подобное. Даже взрослые в какой-либо ситуации вспоминают русские пословицы и поговорки и осознают, насколько люди, жившие в Древней Руси были грамотными и мудрыми.

Знакомство с песенным творчеством русского народа происходит на музыкальных занятиях, дети знакомятся с мелодическими особенностями, характером русских народных песен. Через пение народных детских песен,  расширяется музыкальный кругозор детей, они осознают отличительные особенности народных песен от других песенных жанров, происходит приобщение к русской культуре, что способствует развитию культурной сферы личности ребенка.

Необходимо знакомить детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуг должен быть разнообразным по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

В первую очередь, организация народных праздников несет в себе цель поднять детям веселое настроение, создать праздничную атмосферу, ведь эмоциональное благополучие детей стоит на первом месте в системе дошкольного образования.

Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце. Участие в праздничном мероприятии позволяет детям проявить свои творческие способности, знания и умения. В первую очередь, они показывают на празднике знание русских народных песен, умение танцевать народные танцы, водить хороводы. Это уже является показателем развития культурного аспекта.

Организация народных праздников в детском саду способствует развитию определенных личностных качеств ребенка, таких как: дружелюбие, уважение ко взрослым и сверстникам, ответственность, толерантность и тому подобное. То есть, фольклор - это не только приобщение к истокам национальной культуры, но и формирование ребенка как личности. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.

Пример проведения эпизода праздника «Егорий день в старшей группе» .

Цель: Продемонстрировать достижения учащихся в области календарно-обрядового фольклора/ весенние посиделки- «Егорий день»

Задачи:

Обучающие:

1.Расширение познаний в области календарно-обрядового фольклора.

2.Приобретения теоретических знаний.

3.Формирования уважения к традициям, обрядам национальной культуры.

Развивающие:

-Обогащения познаний в области календарно-обрядовой культуры.

-Развитие музыкальных данных( музыкальная память, музыкальный слух, умение выстраивать двухголосое)

-Приобретение навыков, необходимых при участии в театрализованных представлениях.

Воспитывающие:

-Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлечённости, целеустремлённости).

-Дать возможности каждому учащемуся раскрыть свои способности.

Оборудование:

1.Лавки.

2.Баян.

3.Трещотки.

/Изба, в избе круглый стол, самовар, лавки, русская печь/

/Хозяин и хозяйка хлопочут по дому возле печи/

Хозяйка : Эй Вань печь растопи, пора пирог стряпать, а то колядовщики придут пойдем Егория кликать.

Хозяин. А с чем пирог то Мань.

Хозяйка: Ну как же Вань ты не знаешь. По традиции у нас на Орловщине пекут на Егорьев день с яйцом.

Хозяин. И правда Мань запамятовал, яйцо-символ жизни. Только ты побольше, пики

Хозяйка. Это зачем-то больше, всем хватит.

Хозяин. Ну Мань по обычаю нашему Орловскому скотинки пирога дадим, коровке, овечке, козочке.

Хозяйка. И то правда Вань, спеку побольше, а ты вербочку приготовь скотинку выгонять.

/хозяин уходит /

/Выход колядовщиков./

Поют.

Уж мы к дому подходили,

Хозяина будили:

«Всань. пробудися,

Умойся ,утрися

Егорию помолися!

Хозяйка: Милости просим ,гости дорогие за столы дубовые присаживайтесь, в честь праздника нашего Егорьева угощайтесь.

1-я.Да, Егория мы пастушки любим.

2-я. У него в руке копье- он этим копьем змея-злодея болезней поганого пронзает.

Хозяйка. Верно говоришь, все зло темное прогоняет, скот наш оберегает.

3-я.Поэтому его величают- Георгий Победоносец, победу добра он несет.

4-я. А еще говорят, что у Егория есть волшебные ключи и он ими отмыкает весеннюю землю и выпускает росу.

Хозяйка. А давайте гости дорогие чайку выпьем, да песню споем.

Все поют песню «Эх выпьем чайку, разгоним тоску»

Хозяин /заходит/ А ну ка пастухи и пастушки ,что распелись, пора скотину выгонять, в поле да Егория кликать.

/раздает всем вербочки/

1-я девушка. Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!

2-я. Верба, хлест — бей до слез!

3-я. Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

(С песней- «Жили были пастух да пастушка», имитируя выгон скота дети уходят с площадки)

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование духовно-нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.

 Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью

Список литературы:

1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – Санкт-петербург: Питер, 2011. - 400 с.

2.Алексеев,Э.В. Фольклор в контексте современной культуры/Э.В. Алексеев.-М.,1988.

3.Анохина, Л.А. Быт русского городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем/Л.А. Анохина, М.Н. Шмелёва. -М., 1977.

4.Арутюнян, Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание./ Ю.В.Арутюнян//Социологические исследования.-М.,1990.-№7.-с.42.

5.Баринов, В.А.Русское национальное самосознание: Философско-исторический очерк/ В.А.Баринов.- Омск,2001.-с.128