Применение технологии формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
Степанюк С. В.,
МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учитель истории и обществознания, руководитель ШМО.
с. Аромашево, Аромашевского района, Тюменской области
Внедрение обновленных ФГОС и федеральных образовательных программ актуализировало необходимость введения единых подходов к системе оценивания достижений обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ. Особое место среди нововведений занимает оценка результатов обучения, ориентированная на управление качеством образования.
Система традиционного оценивания знаний, умений и навыков, дает понимание того, что знает или не знает учащийся по теме урока. Это контроль за обучением, который порой затрудняет фиксацию индивидуальных результатов каждого ученика. Что со временем рождает проблему снижения мотивации обучающегося на получение более высоких результатов в обучении.
Эффективно решить проблему низкой мотивации обучающихся учителю поможет современный подход в оценивании промежуточных результатов на каждом этапе урока, а именно, применение технологии формирующего оценивания, позволяющей организовать процесс обучения на основе взаимодействия и сотрудничества между учителем и обучающимися.
Часть оценивания достижения планируемых результатов переходит к самим учащимся и формирует самооценку, что позволит повысить учебную мотивацию к обучению у учащихся. Учитель же может отследить формирование предметных и метапредметных результатов каждого ученика, получая обратную связь.
Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов.
Для себя определила этапы работы внедрения формирующего оценивания в образовательный процесс на уроках истории и обществознания.
1этап - определение целей достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в рабочей программе по большим темам, разделам программы.
Основное внимание уделяю тому, чтобы цели были понятны и доступны ученикам. Для себя же формулирую дополнительную цель урока, которую хочу достичь при проведении урока, опираясь на планируемые результаты. На этапе планирования заполняю таблицу по основным темам программы.
Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам
Тема
Тип урока
Целевая установка
Понятия
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
2этап - алгоритм проведения урока в зависимости от планируемых образовательных результатов с использованием технологии формирующего оценивания.
Этапы урока
Рекомендации
Планирование целей обучения.
Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся. Цель должна быть диагностируемой, заложена с точки зрения ученика, а не учителя
Формулирование задач урока
Сформулировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся
Формулирование критериев деятельности обучающихся на уроке.
Критерии может разработать учитель, но лучше создать их совместно с обучающимися. Критерии должны обладать следующими характеристиками:
- быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
- быть понятными не только учителю, но и обучающимся, чтобы они смогли проводить самооценку и взаимооценку работ;
-быть конкретными, без абстрактных формулировок «понимает хорошо», «освоил успешно», должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности обучающегося
Осуществление обучающимися оценки, самооценки, взаимооценки по критериям.
Необходимо оценивать деятельность обучающихся (самооценка, взаимооценка) в строгом соответствии с разработанными критериями
Осуществление обратной связи (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель).
Обязателен механизм обратной связи:
ученик должен получить отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок обучающихся и выработки рекомендаций по их предотвращению.
Сравнение результатов оценивания с предыдущими результатами данного ученика и корректировка образовательного маршрута.
При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Определить место обучающегося на пути достижения цели, откорректировать образовательный маршрут обучающегося.
Применение технологии формирующего оценивания и использование критериального подхода на уроках позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкивается учитель в своей ежедневной работе:
Проблема справедливости выставленных оценок.
Четко подобранные критерии, прозрачность оценивания, самооценка знаний обучающимися не вызывает у них и их родителей вопросов в правильности выставленных отметок.
Использование формирующего оценивания позволяет постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находится каждый ученик.
Благодаря системной работе по оценке и регулярно проводимой самооценке, обучающиеся учатся самостоятельно контролировать свой образовательный процесс, выделять для себя те умения, которыми они овладели хорошо, и чем не владеют в полной мере.
Система применения формирующего оценивания позволяет четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретной случае, и организовать в соответствии с этим свою работу.
Применение технологии формирующего оценивания на уроках рассмотрено на заседаниях методического совета и школьных методических объединений. Одним из результатов стала программа наблюдения урока с применением технологии формирующего оценивания.
Программа наблюдения урока
Выявление уровня профессионального развития педагогов по применению технологии формирующего оценивания
Дата____________________________
Класс___________________________
Предмет_________________________
Ф.И.О. учителя___________________
Ф.И.О. эксперта___________________
№п/п
Критерии
Самооценка
(«+»/ «-»)
Экспертная оценка
(«+»/ «-»)
1.Этапы технологии формирующего оценивания достижения образовательных результатов:
1.
Определение цели и планируемых результатов обучения
1.1.
Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам
1.2.
Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся
1.3.
Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся
2.
Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата
2.1.
Мотивация
2.2.
Актуализация имеющихся знаний
2.3.
Деятельность учащихся на уроке
3.
Оценочная деятельность по инструментарию
3.1.
Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке
3.2.
Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями
4.
Создание обратной связи при рефлексии
4.1
Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока (устная, письменная)
4.2.
Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю)
5.
Самоанализ урока
5.1.
Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений
5.2.
Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели
5.3.
Корректировка образовательного маршрута обучающегося
Выводы: ____________________________________________________________________Рекомендации: ____________________________________________________________________
Ознакомлен _________________________________________________________
Список литературы
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101
)
Сборник методических рекомендаций по применению формирующего оценивания на уроках в начальной школе [Текст]: учебно- методическое пособие /составитель К.В.Привалова, под общей редакцией Л.Н.Харавининой – Ярославль: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 32 им
. В.В. Терешковой». 2018г.