Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт государственной службы и управления

Факультет журналистики

VII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«NEW MEDIA И СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

Секция: _Взгляд начинающих журналистов на актуальные проблемы современности_____________________________________________

Тема: Фоторепортаж о цирковом раусе от театра «Трикстер» на креативном фестивале «Москва-Фест» летом 2023 г._____________

Автор работы:

_Соколова Вероника Сергеевна

(ФИО)

Руководитель:

_____________-____________

(ФИО)

Общеобразовательное

учреждение:

_ГБОУ Открытая сменная школа № 88 (9 класс)

Москва, 2024 г.

Воскресенье 9 июля 2023 г. Я очень боялась проспать, ведь не каждый день случается такое событие: в городе проходит «Российская креативная неделя Москва-Фест». Это фестиваль, главная цель которого познакомить жителей и гостей столицы с нестандартными творческими коллективами, повысить спрос на услуги творческих предпринимателей. Мероприятие объединяет все многообразие креативных индустрий — от флагманов отрасли до самозанятых. Целевая аудитория фестиваля – весь город. Некоторые активности подготовлены специально для семей с детьми, другие – для молодежи или более взрослого поколения. Для меня это очень волнующее и ответственное мероприятие. Сегодня я впервые участвую в таком масштабном событии не просто как зритель. Мне предстоит сделать фотографии волонтеров и участников фестиваля, так как я приглашена на него в качестве медиа волонтера. Мне было очень непросто получить такую возможность. В июне я проходила стажировку в Московском агентстве организации отдыха и туризма «Мосгортур» в качестве фотографа. Изучала теорию фотографии, постановку света, монтаж видеокадров, участвовала в офисных съемках, помогая профессиональному фотографу. 5 июля я уже помогала на мастер классе по фотографии в детском центе реабилитации «Гросско», и вот, наконец, получила свое собственное задание как настоящий медиа волонтер!

Быстро собираюсь, проверяю камеру на смартфоне и выхожу из дома. На часах 9 утра. Приезжаю на Пушкинскую площадь, которая на этом фестивале стала Площадью театров. До начала мероприятия еще есть время: в 12 часов у нас волонтерский инструктаж, а затем начнется цирковой раус от экспериментального театра «Трикстер» на открытой сцене перед памятником

А.С. Пушкину.

Восхищенно осматриваю место своего фоторепортажа. Площадь утопает в цветах, фонтан напротив Московского театра мюзикла бьет в небо высокими струями, большая сцена – шатер с местами для зрителей тоже украшена подвесными корзинами с белыми петуньями. Пушкинская площадь летним утром необыкновенно хороша! Свежая зелень деревьев, разноцветные клумбы на фоне величественного здания газеты «Известия». колоссальный дом Горчаковых, уходящий вглубь квартала, и знаменитый «Пушкинский дуб» на Тверском бульваре напротив здания МХАТ имени М. Горького – все это мои любимые, дорогие с детства места.

Волонтеры фестиваля приглашают прохожих занять места для зрителей циркового рауса. Раус в былые времена представлял собой высокий балкон над входом в ярмарочный балаган, на котором участники представления зазывали зрителей, исполняя различные трюки. Главным персонажем был клоун-зазывала, который расхваливал программу, исполнял сатирические монологи, состязался в острословии со зрителями. Но в исполнении актеров театра «Трикстер» цирковой раус - это целый спектакль с участием жонглеров, девушки-эквилибриста на одноколесном велосипеде, акробатов на ходулях. У всех артистов яркие, экзотические костюмы, эффектный макияж. Ведущая-клоунесса приглашает зрителей попробовать себя в роли жонглеров, дети и даже родители охотно включаются в захватывающее представление. В своем фоторепортаже я постаралась не пропустить ни одного номера. Это яркое цирковое шоу произвело на меня такое впечатление, что я решила больше узнать об экспериментальном театре «Трикстер» и его постановках. Театр «Трикстер» (Москва) – один из самых успешных независимых театров России, основан в 2010 году лауреатами премии «Золотая маска», режиссерами Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым. В репертуаре театра постановки разных форматов от камерных теневых и кукольных моноспектаклей до масштабных уличных шоу.

5 февраля 2023 г. Московская филармония и театральная компания «Трикстер» представили премьеру нового музыкального спектакля «Пилигримы. Путешествие с оркестром». На сцене Зала Чайковского развернулось захватывающее действо — 7 волшебных миров, которые артисты театра наполнили фантастическими персонажами, а музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра — шедеврами симфонической музыки XIX-XX веков. Это масштабный проект для семейной публики, над которым работали 195 человек, в том числе танцовщики и цирковые артисты.

Режиссеры Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов хорошо известны своими музыкальными постановками, среди которых опера-квест «Путешествие в страну Джамблей» в Пермском театре оперы и балета (2014), космоопера «Дидона и Эней» в театре «Трикстер» (2020), опера «Орфей и Эвридика» в Нижегородском театре оперы и балета (2022), научный хореографический спектакль «Как создать Вселенную» (2023). Каждое их представление — новый волшебный мир с продуманным до мелочей визуальным стилем, фантазийными костюмами и удивительной атмосферой.

Первое впечатление от этих постановок завораживает зрителя. Это что-то фантастическое, совершенно не похожее на театр в нашем традиционном понимании. Однако, я задалась вопросом - какое это искусство? - побывав на спектакле «Сон Татьяны. Гадание». В этой постановке веселый праздник именин Татьяны оборачивается тревожным сном, предвещающим будущее. Зрители попадают в пространство зачарованного, заросшего особняка, в котором оживают персонажи сна, и оказываются на совместном фантастическом пиршестве-гадании чудовищ (актеры и механические куклы). В результате зрителю выпадает одна из трех дорог, по которой он может отправиться в путешествие к героям А.С. Пушкина и там получить от них личное гадание, к которому можно отнестись серьезно или с юмором. Спектакль построен как путешествие — «бродилка», а пушкинская героиня Татьяна Ларнина является основным проводником для зрителя.

Постановка необычная, интересная, но имеет ли она реальное отношение к роману «Евгений Онегин»? Очевидный ответ – нет. Вещий Сон Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина, пронизанный фольклорными образами и символами, был вызван тоской героини по несбыточному счастью и стал пророческим – он предвещал гибель Ленского от рук Онегина. Может ли этот глубокий по смыслу отрывок великого поэтического произведения стать просто игрой – «бродилкой»?

Не слишком ли часто в погоне за новыми спец эффектами в современном искусстве режиссеры теряют глубину и истинное содержание произведения? Остается только сюжет, пустая форма. Но ведь в великих романах Льва Толстого, Александра Пушкина главным было слово, а не внешние спец эффекты. Стихи Пушкина сами звучат как музыка, им не нужно придумывать оригинальное оформление, чтобы привлечь внимание зрителя. Так же и кинофильм британского режиссера Джо Райта по роману «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, и мюзикл «Анна Каренина» в Театре оперетты очень эффектны, но совершенно далеки от оригинала.

По-моему, главная задача современного креативного искусства максимально сохранить и донести до зрителя глубокий смысл и лирическую красоту произведений великих русских писателей и поэтов. К сожалению, слишком часто суть и главное зерно произведения теряются за яркими спец эффектами.