Конспект подгруппового занятия
на тему: «Времена года»
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. И выполнять различные задания. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА" (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
2.Основная часть Путешествие к зиме.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"
- Мы отправляемся в гости к зиме.
Домик ЗИМЫ
- А вот и домик зимы. (Прикрепляет на ковролин синий домик с окошками)
- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
- А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)
Д/и игра «Лабиринт»
- А еще зимой у нас наступает какой праздник? (Новый год), правильно, приходит к нам Дед Мороз с подарками. Вот и мы сейчас поможем Деду Морозу добраться до деревни и подарить подарки детям (помоги Деду Морозу добраться до деревни).
Путешествие к весне.
- В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"
Домик ВЕСНЫ
- А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин зелёный домик с окошками)
- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
- А теперь подберите картинки в домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра « скажи ласково»
Солнце- солнышко
Ручей –ручеек
Облако- облачко
Лист – листик
Дерево – деревце
Птица – птичка
Капля - капелька
Практическое задание «Весна»
В гостях у какого времени года мы побывали? ( у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.
Путешествие в лето.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
- Как вы думаете, в какое время года мы попали?
-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"
Домик ЛЕТА
- А вот и домик лета (Прикрепляет на ковролин красный домик с окошками)
- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра с мячом «Скажи со словом «летний».
Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».
Месяцы - … (летние месяцы).
День - … (летний день).
Погода - … (летняя погода).
Утро - … (летнее утро).
Ночь - … (летняя ночь).
Солнце - … (летнее солнце).
Гроза - … (летняя гроза).
Дождь - … (летний дождь).
Цветы - … (летние цветы).
Одежда - … (летняя одежда).
Отпуск - … (летний отпуск).
Каникулы - … (летние каникулы).
Практическое задание на тему лето.
В гостях у какого времени года мы побывали? (у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.
Путешествие в осень.
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"
(Осенью.)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"
Домик ОСЕНИ
- А вот и домик осени (Прикрепляет на доску желтый домик с окошками)
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Рассказ об осени.
Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).
Педагог Дети
Наступила… осень.
Осенью редко светит… солнце.
Осенью часто… идет дождь.
Осенью дует… холодный ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.
Игра «Один – много»
Лист- листы,
Зонт – зонты
Туча- тучи
Капля – капли
Дерево – деревья
Гриб – грибы
Птица – птицы
Стая – стаи
Плод – плоды
Туман – туманы
Практическое задание на тему осень.
Итог занятия.
- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их.
- А сколько месяцев в году?
-Молодцы, можно отдыхать