Конспект подгруппового занятия

на тему: «Времена года»

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. И выполнять различные задания. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА" (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

2.Основная часть Путешествие к зиме.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"

- Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

- А вот и домик зимы. (Прикрепляет на ковролин синий домик с окошками)

- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

- А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Д/и игра «Лабиринт»

- А еще зимой у нас наступает какой праздник? (Новый год), правильно, приходит к нам Дед Мороз с подарками. Вот и мы сейчас поможем Деду Морозу добраться до деревни и подарить подарки детям (помоги Деду Морозу добраться до деревни).

Путешествие к весне.

- В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает -

Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Домик ВЕСНЫ

- А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин зелёный домик с окошками)

- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

- А теперь подберите картинки в домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра « скажи ласково»

Солнце- солнышко

Ручей –ручеек

Облако- облачко

Лист – листик

Дерево – деревце

Птица – птичка

Капля - капелька

Практическое задание «Весна»

В гостях у какого времени года мы побывали? ( у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие в лето.

“Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

- Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"

Домик ЛЕТА

- А вот и домик лета (Прикрепляет на ковролин красный домик с окошками)

- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

- А теперь подберите картинки в домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).  

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Практическое задание на тему лето.

В гостях у какого времени года мы побывали? (у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие в осень.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

Домик ОСЕНИ

- А вот и домик осени (Прикрепляет на доску желтый домик с окошками)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог                                                                  Дети

Наступила…                                                       осень.

Осенью редко светит…                                     солнце.

Осенью часто…                                                 идет дождь.

Осенью дует…                                                   холодный ветер.

Осенью листья на деревьях…                          желтеют и падают.          

Игра «Один – много»

Лист- листы,

Зонт – зонты

Туча- тучи

Капля – капли

Дерево – деревья

Гриб – грибы

Птица – птицы

Стая – стаи

Плод – плоды

Туман – туманы

Практическое задание на тему осень.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

-Молодцы, можно отдыхать