Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе детского сада на тему: «Хитрый мягкий знак…»

1.Организационный момент.

Ребята, назовите слова, которые заканчиваются на мягкие звуки: «ЛЬ», «ТЬ», «СЬ» и др.

Каждый называет слово. Дети садятся на свои места.

2.Основная часть.

Мы сегодня с вами будем рассказывать сказку. Я начну, а вы мне помогите.

Жили-были буквы. Где они жили? (В алфавите.) Что такое алфавит? (Это буквы, расположенные по порядку.) Сколько букв в алфавите? (33буквы.) Буквы жили разные. Какие? (Гласные и согласные.) Что вы знаете про гласные? (Гласные поются, образуют слоги, бывают ударные и безударные.) А согласные? (Не поются, слогов не образуют, могут быть твердыми и мягкими.)

“Буквы жили – не тужили, потому что все дружили!”

Но жила среди них одна буква, с которой никто не дружил! Подскажите, какая буква?

Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится!

Логопед вывешивает на доску букву Ь.

Что это за буква? (Мягкий знак.)

Он не произносится. Что это значит? (Не имеет звука.)

Плохо жилось мягкому знаку. Одиноко.

Как-то раз буквы решили поиграть в свою любимую игру - “составь слово”. Отгадайте, какое слово хотели составить буквы?

“Доскажи словечко”.

Без ключа, ты, мне поверь

Не откроешь эту…. (дверь.)

Давайте выложим слово дверь из букв. Но у меня только 4 буквы. Что получилось? (Двер.) Правильно? (Нет.) Какой звук звучит не так, как должен? (“р”, он должен быть мягким.) Гласные решили помочь звуку “р” стать мягким. Какие гласные пришли на помощь? (Гласные второго ряда – я,е,ю,и,ё.) Все гласные по-очереди вставали за буквой р. Выкладываются все получившиеся слова на магнитной доске. Прочитайте, что получалось: дверя, двере, двери, дверю, дверё. А слово «дверь» никак не получалось! Что же делать? (Нужно поставить мягкий знак.) Позвали букву «мягкий знак». Он с радостью помог. Получилось слово дверь. И с тех пор буквы подружились. Ведь мягкий знак- важная буква в русском языке. Зачем она нужна? (Чтобы смягчать согласные.)

Выкладываем слово «дверь» на магнитной доске.

Педагог читает стихотворение:

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Знакомство с буквой Ь.

- Сколько букв в слове дверь?

- Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву в тетрадях: Ь

На что похож Ь?

Буква Р перевернулась.

Мягким знаком обернулась.

- Сколько букв в слове уголь?

- Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

Выходит, мягкий знак тихий волшебник?

Он угол превращает в уголь, мел в мель, слово «ел» в ель, кон-конь, хор-хорь, ест-есть, брат-брать.
Скажите во множественном числе:

Дерево-деревья

Перо- перья

Дерево- деревья

Крыло- крылья

Лист- листья

Воробей- воробьи

Вы заметили, мягкий знак пробрался тихонько в новые слова?

Попробуйте произнести эти слова во множественном числе без мягкого знака.

Деревья, перья, крылья, листья, воробьи.

Правильно звучат эти слова без мягкого знака?

Измени слово:

Скажи, как зовут твоего папу. И составь свое отчество.

Юра-Юрьевич…

Вы слышите в своем отчестве мягкий знак?

Назовите полное имя:

Уля, Даша, Таня, Илюша.

“Спрячь мягкий знак в середину слова”

Давайте поиграем со словами и с буквой мягкий знак. Спрячьте мягкий знак в середину слова.

На доске карточка с напечатанными словами.

день

пень

окунь

зверь

огонь

уголь

Измените, слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Назовите предметы ласково во мн. числе.

Задание выполняется устно. Получаются слова: деньки, пеньки, окуньки, зверьки, огоньки, угольки.

Какой слог мы добавляли ко всем словам? (Слог «КИ»)

На доске появляется карточка со слогом «КИ».

Давайте еще раз прочитаем слова, переставляя карточку со слогом «КИ».

день КИ

пень

окунь

зверь

огонь

уголь

Динамическая пауза.

Дети встают из-за парт. Логопед предлагает поиграть в игру “Делай то, что я скажу, а не то, что покажу!”

Н-р: Руки вверх (руки в стороны). Направо (кругом). Присели (ноги врозь). Хлопнули в ладоши (топнули ногой,) и наоборот.

Ребята, прослушайте предложения и определите слова с мягким знаком.

Петр Ильич Чайковский известный композитор. Он сочинил пьесы и включил их в «Детский альбом». В альбом вошли произведения: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс цветов».

Правило:

Разделительный мягкий знак служит для раздельного произношения согласных звуков с последующими гласными (они обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я, и): раздолье, копьё, солью. В этом случае буквы е, ё, ю, я обозначают два звука— [й'] (он всегда мягкий) и последующий гласный звук.

Итог занятия.

С какой буквой вы сегодня познакомились? Эта буква обозначает звук? Для чего нужен мягкий знак?

Возьмите перфокарты. - Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак, вы будете ставить «плюс», где нет - «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — - счастье, гости, вилка

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — - + медведи, грибы, голубь

5) + + + веселье, житьё, гроздья