Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО
Галина Татьяна Николаевна, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ «Бузулукский строительный колледж»
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.
Главной целью для любого учебного заведения является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными и моральными качествами, востребованными рынком и обществом, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.
Воспитание и обучение в учреждениях СПО призвано сформировать научное мировоззрение, сориентировать студентов в истинных ценностях, развить общественные и профессиональные интересы и социальную активность, выработать нравственные устои, особенно в рамках свободы и ответственности, сформировать жизненную позицию, обеспечить самоутверждение личности в современной жизни.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. Его эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «… Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».
Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, и, в частности, в формировании у обучающихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.
Важное значение в процессе воспитания имеет профессиональная направленность личности студента. Так как отдельная личность обладает свойствами, присущими всем будущим молодым специалистам — студентам, то появляется возможность использовать универсальные, испытанные на практике средства воздействия на нее. Но поскольку личность уникальна и неповторима, воздействие на нее должно быть индивидуализировано.
Сущность индивидуального подхода состоит в учете особенностей личности для выбора оптимальных средств педагогического воздействия на нее. Личность проявляется и познается в том, каковы мотивы и цели ее деятельности, определяющие уровень и состояние ее психических процессов.
Основная цель воспитательной деятельности колледжа — создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей студентов, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность.
Основными задачами воспитания в колледже являются:
— формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
— духовности и культуры;
— инициативности и самостоятельности;
— толерантности;
— способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
— организация внеучебной деятельности обучающихся;
— стимулирование здорового образа жизни;
— приобщение обучающихся к культуре;
— создание учебно-производственного коллектива;
— воспитание культуры общения;
— привлечение обучающихся к планированию.
Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледже господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого студента, чтобы каждый обучающийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только преподавателем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу обучающегося, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в колледже успешно реализуются в группах.
Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Это очень актуально на сегодняшний день.
Ведь что такое группа — это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты.
Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.
Система воспитания, имеет в основе следующие принципы:
− гуманизации: признание личности студента как самоценности; уважении его уникальности и своеобразия, защите и охране достоинств и прав; формировании потребности к здоровому образу жизни; приобщении молодых людей к ценностям мировой и отечественной культуры в условиях открытых границ открытого общества; построении отношений в системе «человек–человек» на основе ненасильственного взаимодействия;
− профессиональной направленности: овладение будущими специалистами этическими нормами профессионального сообщества, формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, специальных способностей;
− воспитывающего обучения: использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин в целях личностного развития студентов, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
− системности: установление связей между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
− личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого студента;
− гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности студентов за свое поведение;
− поли субъектности: создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности структурных подразделений колледжа, преподавательского состава, высококвалифицированных специалистов в области искусства, литературы, спорта, а также государственных учреждений, общественных организаций;
− демократизации: равноправие и социальное партнерство субъектов воспитательной деятельности, наличие и функционирование системы студенческого самоуправления и механизма ее эффективного взаимодействия с административно-управленческими структурами колледжа;
− добровольности: предоставляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной научно-исследовательской и творческой деятельности;
− стимулирования: построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
Процесс воспитания осуществляется и во внеклассных мероприятиях. В учебных группах следует проводить классные часы, посвященные праздникам «День защитника Отечества», «День Победы» и т.д.
На первое место выходит работа классных руководителей, которые в своих группах смогут организовать и провести беседы о патриотизме, о необходимости службы в армии.
Для выполнения этой задачи могут быть организованы встречи участниками СВО, бывшими воинами, ветеранами Великой Отечественной войны.
В заключение хотелось бы отметить, что годы обучения для студентов — это пора становления личности, пора самоопределения, самовыражения. Это не только учеба, но и приобретение социального опыта. Будущий выпускник должен обладать широким мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.