* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {font-size: 14pt;} h1 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Title {font-size: 22pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Статья «Музыкальные игры

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Музыкальный руководитель

Коломиец Елена Дмитриевна

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Цель музыкальных занятий – это социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации.

Задачи:

Познакомить

детей

с

разнообразием

музыкальных

форм

в

привлекательной

и

доступной

форме,

приобщить

детей

к

русской

культуре.

Формировать

представления

о

прекрасном

в

жизни,

искусстве,

способности

воспринимать

его.

Учить

навыкам

мимики

и

пантомимики

в

передаче

игровых

образов.

•Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

•Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

•Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм., которые являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать их к активному восприятию музыки.

Я хочу представить вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.

Музыкально

дидактическая

игра

«Угадай,

на чём

играю»

.

Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов и развивать тембровый слух.

Игровой материал: Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Методика проведения.

вариант:

Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию и показывают соответствующую картинку музыкального инструмента.

вариант:

Показывается картинка музыкального инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

Игра

на

определение

настроения

музыки

«Весело

и

грустно»

Цель: Развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки.

Методика проведения

вариант:

Дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.

вариант:

У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.

вариант:

Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество. Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

Музыкально-дидактическая

игра

«Солнышко

и

тучка»

Цель: Развитие у детей представление о различном характере музыки (веселая, радостная. и грустная, печальная), расширение словарного запаса детей.

Игровой материал: Карточки с изображением солнца и тучки с дождем по количеству детей. Две большие карточки с тем же изображением для

демонстрационного показа. Коробочка для хранения игры.

Методика проведения

Каждому ребенку музыкальный руководитель дает по две карточки. На одной изображение солнышка, на другой тучки. По очереди проигрываются

музыкальные отрывки разного характера (веселые или грустные). Дети должны поднять соответствующую карточку: солнышко - весело, тучка -грустно.

Далее музыкальный руководитель спрашивает: "Какая была музыка? Дети стараются подобрать нужные синонимы, взрослый помогает. Закончить игру можно веселой мелодией и потанцевать или поиграть в подвижную игру "Солнышко и дождик"

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуют на ребенка с ОВЗ комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактических игры используют с целью формирования у детей представлений о:

Характере

музыки

(

веселая

,

грустная);

Музыкальных

жанрах

(песня,

танец,

марш);

Содержании

музыки

и

музыкальных

образах;

Средствах

музыкальной

выразительности.

Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми, доступными, интересными, привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь ощущение сплоченности, ответственности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первого года обучения. Эти игры в основном связаны с применением наглядности: музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, технические средства обучения.

Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов.. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально- личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.