* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Body Text {font-family: 'Microsoft Sans Serif'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Microsoft Sans Serif'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {font-family: 'Microsoft Sans Serif';} .Table Paragraph {font-family: 'Microsoft Sans Serif';} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Тема урока: Глобальные экологические проблемы.

Цель урока: способствовать формированию основ экологической грамотности и представлений о биосфере и ее оболочках, развивать способности оценивать последствия деятельности человека в природе, создать условия для осознания и осмысления блока информации об экологических проблемах, создать условия для развития умений классифицировать виды загрязнения оболочек Земли, структурировать учебный материал в виде схемы, содействовать формированию бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательная:

- способствовать формированию понятия - глобальные экологические проблемы;

- познакомить учащихся с понятиями «биосфера», «оболочки биосферы», «экологические проблемы», «глобальные экологические проблемы».

- организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата

Развивающая:

-Развивать умение делать выводы на основе полученной информации;

- Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

- Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся и проявления самостоятельности в учебном процессе

Воспитательная:

-воспитывать мыслительную активность и самостоятельность, культуру умственного труда;

- формировать умение высказываться в соответствии с заданной проблемой и по заданным вопроса

ход урока

I. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельност

Приветствие детей, проверяю их готовность к уроку. Настраиваю на активную работу. - Начинаем наш урок. Прежде чем мы начнем, давайте вспомним основные правила нашего урока. Пожалуйста, будьте внимательны и активно участвуйте в занятии. Не забывайте поднимать руку, если хотите что-то сказать или задать вопрос.

II. Определение темы и целей урока .

1.) Назовите первые ассоциации к слову «Земля».

Всегда ли наша планета была такой, какой мы видим ее сейчас?

Правильно! Жизнь на планете Земля зародилась 3,5 млрд. лет назад. Начали формироваться географические оболочки . Нашу планету населяли простые организмы и обитали они в ГИДРОСФЕРА водной среде. Со временем они вышли на сушу и распространилась по Земле.

В результате жизнедеятельности организмов образовалась АТМОСФЕРА, изменялась земная кора и сформировалась ЛИТОСФЕРА. Растения обогатили атмосферу кислородом, сформировали почву, образовали залежи каменного угля и нефти.

Образовалась особая оболочка –БИОСФЕРА. Что включает в себя понятие биосфера?

( от греч. Биос – жизнь, сфера – шар

Но с появлением человека усилилось его воздействие на живых организмов, природные сообщества и на биосферу.

2)- .Проблемный вопрос- (В стихотворении скрыт смысл о чем мы будем говорить на уроке).

Стали люди сильными, как Боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные….

сотрёшь ли, человек?

Слайд 1.

3)Постановка и доведение целей урока до учащихся ( дети сами называют, учитель дополняет)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Цель урока: узнать о глобальных экологических проблемах современности, и предложить возможные локальные пути их решения.

III. Совместное открытие знаний

Глобальные экологические проблемы представляют собой серьёзную угрозу для нашей планеты и будущих поколений. Они затрагивают различные аспекты окружающей среды и влияют на жизнь всех живых существ на Земле.

1)Работа с понятиями

Экология –наука о взаимоотношениях организмов между собой и их средой обитания

В просторечии под экологией часто понимается состояние окружающей среды, а под экологическими проблемами — вопросы охраны окружающей среды от воздействия антропогенных факторов.

Экологическая проблема — проблема, в результате которой происходит нарушение окружающей среды.

Если экологическая проблема затрагивает большие территории Земли, то ее называют глобальной экологической проблемой.

Слайд 2

2)Работа с логико- смысловой моделью Приложение 1

3)Видеосюжет + задание. https://yandex.ru/video/preview/16070217954864823700

? Основные глобальные экологические проблемы и к чему они могут привести

Первая проблема изменение климата -потепление. Выбросы парниковых газов, таких как углекислый газ и метан, вызывают глобальное потепление и изменение климатических условий. Это приводит к росту уровня морей, частым стихийным бедствиям, изменению сезонности и ухудшению условий для сельского хозяйства.

Вторая проблема загрязнение окружающей среды (рост энергопотребления . Выбросы промышленных отходов, отравленные водоёмы, иллюстрируют влияние человеческой деятельности на экосистемы. Это приводит к вымиранию видов, уменьшению биоразнообразия и нарушению природных равновесий. Возросшее потребление приводит к увеличению объёмов отходов, которые нередко попадают в окружающую среду и загрязняют её. Это вызывает болезни людей, животных и растений, а также угрожает качеству воды и почвы

Третья проблема уменьшение биоразнообразия. Уничтожение естественных местообитаний, интенсивное использование пестицидов и генетически модифицированных культур приводит к утрате разнообразия жизни на Земле. Это угрожает стабильности экосистем и уменьшает способность планеты обеспечивать жизнь.

Четвёртая проблема разрушение озонового слоя

4) работа с презентацией(иллюстрациями) и заполнение логико- смысловой модели

Проблемы атмосферы

«Озоновые дыры» это области в атмосфере, где разрушается озоновый слой. Озон защищает нас от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Когда озоновый слой разрушается, на Землю проникает больше ультрафиолетовых лучей, что может вызвать заболевания кожи и заболевания глаз у людей, а также негативно влиять на растения и океанских животных.

Парниковый эффект это явление, когда тепло от Солнца попадает на Землю, а потом задерживается в воздухе из-за парниковых газов, таких как углекислый газ и метан. Избыточное количество этих газов вызывает потепление климата, что приводит к таянию льдов и повышению уровня морей.

Слайд 3

Кислотные дожди это осадки, которые образуются из-за выбросов в небо оксидов серы и азота, которые растворяются в воде и образуют кислоту. Когда такие дожди падают на почву и водоёмы, они повреждают растения, разрушая хлорофилл, другие живые организмы.

Смог это вид загрязнения, когда вредные вещества, выброшенные в небо, смешиваются с туманом и образуют густые облака. Смог может быть особенно опасен для людей с дыхательными болезнями,

Проблемы Гидросферы

Слайд 5

Загрязнение нефтепродуктами это ситуация, когда нефть или нефтепродукты, такие как бензин или мазут, попадают в реки из-за несчастных случаев на нефтеперерабатывающих заводах или кораблекрушений. Это приводит к гибели рыбы, птиц и других животных, а также загрязнению пляжей и угрозе здоровью людей.

загрязнение сточной канализацией это ситуация, когда бытовые и промышленные отходы попадают в водоёмы без должной очистки. Это приводит к размножению бактерий и водных растений, ухудшению качества питьевых источников и возникновению болезней у людей, пьющих загрязнённую воду.

? какую проблему показывает последняя картинка

Количественное и качественное истощение вод это ситуация, когда слишком много воды используется для различных целей, таких как сельское хозяйство, промышленность и быт. Это приводит к уменьшению количества доступной жидкости в пресных водоемах и ухудшению её качества из-за сброса стоков.

Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 1.5-2л не бросать мусор, экономно расходовать

Проблемы Литосферы

Слайд 7 Ухудшение качества земель это процесс, при котором качество почвы становится хуже из-за неправильного использования удобрений, переувлажнения или пересыхания. Это может привести к снижению урожайности и возникновению проблем с выращиванием растений

Засоление это процесс, при котором соли накапливаются в почве из-за излишнего орошения или неудачного дренажа. Это приводит к снижению плодородия почвы и ограничению возможностей для сельского хозяйства.

Эрозия почв это процесс, при котором плодородный слой почвы размывается или смывается водой или ветром из-за неправильного использования земель или слишком интенсивного использования сельскохозяйственных методов.

Урбанизации это расширение городских территорий за счет прилегающих к ним сельских участков. Это приводит к потере земель для сельского хозяйства, уменьшению зеленых зон и ухудшению условий для животных и растений.

Замусоривание это неправильное обращение с отходами, которые попадают в землю и загрязняют её. Это может привести к нарушению экосистемы и угрожать здоровью человека и животных

Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.

«Как охранять почву?» (правильно её обрабатывать, не допускать её разрушения)

Слайд 10 Проблемы БИОСФЕРЫ

Сокращение лесов

? К каким проблемам может привести вырубка лесов?

Это приводит к потере жилища для многих животных, ухудшению качества воздуха и увеличению угрозы наводнений.

11 -12 Сокращение видов растений и животных это уменьшение численности различных видов живых организмов. Это может происходить из-за разрушения их среды обитания, загрязнения воды и воздуха, а также по непреднамеренным причинам, таким как внедрение инвазивных видов или изменение климата.

IV. Самостоятельное применение знаний

1.Самостоятельная работа и взаимопроверка.

Задание 1.

Классификация экологических проблем (проставить номера проблем из списка)

А.Загрязнение Мирового океана

Б. Загрязнение воздуха

В.Загрязнение почвы

Перечень загрязнений:

Выхлопы автомобилей и другого транспорта

Выброс мусора и пластика в воду

Локализованные свалки промышленных и бытовых отходов

Сброс промышленных вод в реки

Сельское хозяйство с использованием ядохимикатов и минеральных удобрений.

Вредные химические выбросы в атмосферу;

Экологические, техногенные катастрофы.

Захоронения радиоактивных отходов в шахтах

Разлив нефти в море

Разрушение озонового слоя.

Задание 2.

Установите соответствие между экологическим фактором и причиной, его вызывающей

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА                                       ПРИЧИНЫ

Разрушение озонового слоя А. Таяние ледников

Подъем уровня Мирового океана Б. Частые полеты в космос

Замор рыбы в океане В.

Перевыпас

скота (овец)

Превращение пастбищ в пустыню Г. Разлив нефти

Парниковый эффект Д. Выхлопные газы машин

1

2

3

4

5

2). Работа в парах. Найти и объяснить правила, которые нарушают дети в природе.

Приложение 2

Не включать громкую музыку.

Не вырывать грибы.

Не ломать ветки.

Не разводить костры.

Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)

Не трогать яйца птиц.

Не брать диких животных домой.

Не рвать охапками цветов.

Слайд 16 станется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать 

3)«Мудрые мысли». Объясни смысл

ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!

ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)

V Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание. На выбор

-Подготовить сообщения о природоохранных территориях Крыма.

Подготовить сообщение «Влияние деятельности человека на экосистему моего города(поселка)»

- Проект-иллюстрация «Сбережем нашу планету»

Рефлексия

«Продолжи предложение»

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Было интересно…

- Было не понятно…

- Знания пригодятся мне…

Приложение

Приложение 1

АтмосфераЛогико- смысловая модель

проблемыБиосфера Гидросфера

Литосфера

Приложение 2

Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя бросил полиэтиленовые пакеты и банки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» На горящих углях догорали пластиковые тарелки и стаканчики, а рядом лежали разбитая стеклянная бутылка. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?