Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Горе» по развитию эмоционального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста
Мощенская Ирина Александровна
воспитатель
ДО АНО «Детский сад «Вишенка» г. Алексеевка
Цели: расширять представления детей об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям преодолевать негативные настроения.
Задачи:
Закрепить умение узнавать и выражать эмоцию «горя», эмоциональное состояния в мимике;
Формировать умение понимать эмоции других людей;
Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
Оборудование: пиктограмма «горе»; магнитофон и кассета с грустной мелодией; альбомы, цветные карандаши.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Ход занятия
1 этап – приветствие
П е д а г о г: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю вам поздороваться необычным способом. Проходите, вставайте в круг. Я хочу, чтобы вы почувствовали, какие мы дружные, сплоченные. Для этого первый ребенок протягивает ладошки вперед и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т.д. В результате образуется веселая пирамидка из ладошек (педагог начинает игру, называет свое имя и отчество и протягивает ладонь вперед в круг). Здорово! Теперь мы одна дружная, веселая команда!
2 этап - основной
Педагог:Давайте вспомним вместе с вами сказку «Волк и семеро козлят». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.
«...Проглотил волк шестерых козлят, пошел в лес, лег под куст да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты стекла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать-рыдать...».
Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя домой, не увидела своих козлятушек?
Дети. Грустное, печальное.
Педагог. А еще можно сказать, что коза горевала. И сегодня мы с вами будем изучать новую эмоцию – «горе».
Посмотрите на пиктограмму, изображающую горе. Расскажите, что вы видите.
Дети. Брови слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз; уголки глаз тоже направлены вниз.
Педагог. Вспомните, когда вам было грустно. Расскажите oб этих случаях. (Рассказы детей).
Педагог. Молодцы. А теперь продолжим наше занятие.
Игра «Море волнуется». Встаньте свободно. Кто назовет больше всех настроений, которые мы уже изучили (радость, удивление страх, гнев, горе), тот будет первым ведущим (Выбирается ведущий).
Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например:
Море волнуется раз, ...два, ...три – фигура удивления, на мест замри!
Лучшая фигура удивления становится новым ведущим.
Игра-ассоциация «Горе». Присаживайтесь на ковер. Закройте глаза и подумайте, на что похожи горе, печаль: на какой звук, цвет, запах, растение, животное. (Включается аудиозапись с грустной мелодией). Откройте глаза. Что вы представляли? Рас скажите об этом. (Ответы детей.)
Этюд «Северный полюс». Садитесь поудобнее. Я расскажу вам одну удивительную историю, а потом мы попробуем ее разыграть.
У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть па Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе!
И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов.
Давайте мы с вами попробуем теперь изобразить эту девочку Женю. Представьте, что вы берете в руки волшебный цветик-семицветик, отрываете лепесток и загадываете желание оказаться на Северном полюсе (зачитывается стихотворение). И вот вы уже на Северном полюсе. Как можно изобразить, что вам холодно, одиноко, грустно?
(Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены, вниз).
Рисунок «Грустный человечек».
Педагог. Один человек рассказал мне, что, когда он путешествовал по свету, он попал однажды на волшебный остров, где живут одни плаксы. И мы сейчас попробуем такой остров создать. Пусть каждый из вас нарисует в своем альбоме печального человечка, у которого могут даже катиться слезы. (Дети рисуют.)
Педагог. Покажите своих человечков друг другу. Какой удивительный остров плакс у нас получился! Я вам желаю никогда не попадать на этот остров.
3 этап – завершающий
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание).
Рефлексия. Беседа с детьми:
- Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
- А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
- Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова, а горе чтобы обходило вас стороной.
- В завершении нашей встречи, я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего занятия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на листе бумаги.
П е д а г о г: (если вдруг у кого-нибудь будет грустное настроение) От чего тебе грустно? Тебе что-то не понравилось? А у меня настроение очень хорошее и я хочу с тобой им поделиться (дарю улыбающийся смайлик, а если у всех хорошее настроение улыбающиеся смайлики дарю всем).
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.
Рекомендации для родителей для закрепления эмоции «Горе»
Прочитайте ребенку произведение К. Чуковского «Федорино горе». Особенно акцентируйте внимание ребенка на следующих строках:
...А бедная баба одна,
И плачет и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы,
Ой, горе Федоре!
Горе!
Спросите у ребенка, какое настроение было
у
Федоры?
Задайте ребенку вопрос: А когда тебе бывает грустно?
Попросите его изобразить грусть на лице.
(Брови
припод
н
я
ты,
внешние концы их опущены вниз.
Уголки рта опущены вниз)
.
Выучите с ребенком этот отрывок.
Предложите ребенку нарисовать
грустную
Федору.
Источники и литература
Алябышева
Т.А.
Цикл занятий по развитию эмоционально-личностной сферы для детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка. - Т.А.
Алябышева
.
– Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
–
30
с
.
Лубганс
Т.Н., Сафиуллина А.А,
Самигуллина
В.Г. Цикл занятий с элементами
сказкотерапии
: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Т.Н.
Лубганс
, А.А. Сафиуллина, В.Г.
Самигуллина
. – Казань: Фолиант, 2017. – 44
с
.