ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА N 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЯСИНОВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Разработка урока

« Выдающиеся деятели русского искусства - жизнь замечательных людей»

Автор: Гостева Ирина Николаевна

Место работы:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА N 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЯСИНОВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Должность: учитель изобразительного искусства

Адрес учреждения: 286000, ДНР,

город Ясиноватая, квартал 100, дом 4-а

Телефон: (06236)2-43-86

Конспект урока

Тема: «Выдающиеся деятели русского искусства - жизнь замечательных людей»

Участники: учащиеся 8 класса

Цель: познакомить детей с творчеством и интересными фактами из жизни  великих русских художников и их гениальными произведениями изобразительного искусства

Задачи: 

образовательные: расширять знания о жизни великих русских художниках;

развивающие: развивать художественные вкус, эстетическое восприятие, интерес, любовь к искусству, формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. развивать речь.

воспитательные: прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемый результат:

- воспитание у школьников патриотизма, любви к изобразительному искусству и творчеству известных русских художников

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения русской живописи; с великими художниками и их картинами, интересными фактами из их жизни; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеоролик.

Предварительная работа: подготовка материала к уроку

Ход занятия

I. Организационный момент.

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,-
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

II. Вступительное слово учителя

Здравствуйте! Да ребята, действительно, даже малую крупицу таланта можно и нужно использовать, чтобы получать радость от творчества.

Но сначала, мы посмотрим видеоролик «Мечта»

(просмотр видео)

Ребята, скажите, что тронуло вас в этом видео? Правильно ли поступали родители с Антоном? В чем смысл этого ролика?

Ответы детей. Обсуждение.

III. Сообщение темы и задач занятия

Наш сегодняшний урок будет посвящен великим русским художникам и их бессмертным шедеврам – известным во всем мире картинам. Идут годы… но время не властно над произведениями искусства. Они живут в веках и делают своих авторов бессмертными. Сегодня мы вспомним имена художников, чьи картины не оставляют равнодушными зрителей.

 Ученик

Художник, так же, как поэт…
Сюжет в себе переживает…
Он оставляет в душах след…
Хоть о последствиях не знает…

Вблизи посмотришь, так мазня…
Всё так наляписто и криво…
А отойдешь, поёт душа…
В картине всё играет мило…

Там каждый штрих или мазок…
Душой художника сияет…
И чем древней картины срок…
Шедевр бесценность обретает…

Ведь то, что писано душой…
Храниться будет в душах вечно…
Как смерть не властна над строкой…
Творец живёт пусть бесконечно…

Шедевры пусть свои творит…
Чтоб Мир наш стал намного ярче…
Уж утро, он ещё не спит…
Творит, чтоб стали мы богаче.

IV. Основная часть

Учитель

Богатства живописи нужны людям. Великие русские художники – это основа всего искусства. История изобразительного искусства – это огромная и невероятно интересная книга, которую можно читать бесконечно долго.

А если радость открытия разделить с близкимирузьями, мир искусства наполнится новыми красками и эмоциями.

Изучая картины художников, мы не только постигаем эту красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, волновавшими ее создателей.

Изучая художников, нельзя ограничиваться лишь их биографией. Здесь затрагиваются все необходимые и важные аспекты.

Наш земляк, Архип Иванович Куинджи говорил: «…Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать из жизни »

История русской живописи.

Ученик

История русской живописи начинается с Киевской Руси.

Правда, как и многие другие явления, живопись не стала исконно русским достижением. Появление живописи на Руси связано с именем князя Владимира и Византией. Вместе с христианством, русский князь привез в Россию и традиции живописи. Первые произведения изобразительного искусства были связаны с храмами. Это традиционные фрески, которыми украшали стены церквей. 
Расцвет русской живописи приходится на 15 век. Это именно то время, когда появляется иконопись. Этот вид творчества неразрывно связан с наследием России и имена многих самобытных мастеров. Многие творцы так и остались неизвестными, но имя великого иконописца Андрея Рублева на многие века стало эталоном в технике написания икон.

2.Великие русские художники и их произведения искусств.

Ученик

Андрей РублевИсторики предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. Первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Для нее автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

Имя Андрея Рублева его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца, а в Москве открылся Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва.

— Знаменитый фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», увидевший свет в 1966 году, стал одним из самых значительных художественных событий в советской культуре 60-х.

— В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

Учитель

Первые реалистические полотна появляются в России в семнадцатом веке. Русские художники, также как и живописцы Европы, начинают обращаться к определенным жанрам – портретупейзажунатюрморту. В этом сыграла роль деятельность

Петра I , который открыл «окно в Европу» и сделал европейские традиции доступными и в России.

Ученик

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов.

Ученик

Русский живописец-портретист Иван Никитич Никитин родился, приблизительно в 1690 и скончался не ранее 1742 года. Считается основателем русской портретной школы 18 века.

Одна из известных его картина «Петр I на смертном одре» воспринимается как реквием по "отцу отечества". Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь изображен, одетый в белую рубашку, прикрытый по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией. Образ Петра I полон величавой торжественности. Портрет пронизан настроением глубокой искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек, чья смерть явилась для художника личной утратой. Мастер прослеживает каждую морщинку, каждую складку, каждую прядь волос, как бы чувствуя свою ответственность перед грядущими поколениями. Смерть уже исказила лицо Петра, но, глядя на изображение мертвого императора, можно понять его прижизненное величиеортрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца в Императорскую Академию художеств.

Учитель

В начале 20 века в русскую живопись пришел модернизм. Здесь Россия также ни в чем не уступила другим странам, подарив миру яркие произведения художников авангардистов – Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича.

Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание.

Ученик

«Черный квадрат» был впервые показан на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» — под потолком, там, где в русских домах вешали иконы. Шла Первая мировая и многие увидели в «Квадрате» зловещий символ будущей катастрофы. Сначала Малевич и сам не знал, как относиться к своему «произведению». Когда ему рассказали о значении квадрата в буддизме (символ бесконечности), он лишь широко раскрыл глаза.

Ученик

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Будущий художник отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским. Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. 1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей»

Ученик

Какая мощь! Какая сила!

Какой богатый колорит.

Здесь каждый блик, мазок, оттенок

О мастерстве нам говорит.

А богатырская застава,

Что на краю земли стоит,

Внушает гордость

За страну и за державу,

И не предаст, и защитит.

Ты посмотри: их только три,

Но все они … богатыри!

3.Физкультминутка (видео)

Ученик

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, - В.М.Васнецов стремился на пороге 20 века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил Русской земли. Прибегая к изобразительной гиперболе, художник наделяет своих героев исконными чертами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алексея Поповича нашли отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

До конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве.

Ученик

Иван Иванович Шишкин родился в купеческой семье 25 января 1832 года. Семья жила в городе Елабуге Вятской губернии. Когда Ивану исполнилось 12 лет, он поступил в первую казанскую гимназию. Отучившись в ней до пятого класса, поступил в московское училище живописи. После окончания курса наук в Московском художественном училище, он продолжил обучение в Петербуржской академии художеств. Иван Иванович был не очень доволен учебным процессом, проходившим в стенах художественной академии.

В свободное от занятий время Шишкин с большим усердием трудился над совершенствованием своего мастерства и рисовал картины – пейзажи. Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно. За свой первый год учебы в академии он добился больших успехов, был награжден двумя малыми медалями из серебра.

Картина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника – пейзажиста. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мираа картине всё смотрится гармонично. Зелёные, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намёк на пробивающиеся лучи солнца и дремучий лес, окутанный туманом изображённый довольно реалистичноа переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Но…

Мишки на знаменитой картине Шишкина принадлежат не кисти Ивана Ивановича, а художнику Савицкому – другу художника, впоследствии бывшему. Третьяков приобрел эту картину у Шишкина за 4 тысячи рублей. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей.

Иван Иванович предложил тому тысячу рублей. Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето — как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине — медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.

Теперь уже обиделся Иван Иванович, считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. И кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам. Чем дело закончилось доподлинно не известно, но больше совместных картин друзья не писали.

В 1858 году художник получил большую серебряную медаль. Шишкин много путешествовал и по просторам своего Отечества. Художник искал вдохновения в красотах русской земли и находил его, отображая на холсте красоты России. Работы его постоянно выставлялись на различных выставках, в том числе и на передвижных.

Шишкин является самым знаменитым и самым сильным русским пейзажистом. В нашей истории не было мастера, способного составить ему должную конкуренцию. Все, что рисовал Шишкин, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет этого феномена русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая и не приуменьшая.

Умер Иван Иванович 20.03.1898г за работой над очередной картиной.

Ученик

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов семья Левитана переехала в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умер и отец. 
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучался в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем был В. Д. Поленов. Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
С 1894 года художник жил и работал в Тверской губернии, здесь им была написана "Золотая осень".

Ученик

И солнце ярко светит,
И воздух осени неповторим,
Но почему-то, глядя на картину,
Вдруг сердце грустью защемит.
Всё очень скромно: речка, небо
И лес, деревья вдалеке…
Написано умело, смело
Как будто налегке…
Но за душу бёрёт
И душу греет…
А по-другому тот художник не умеет

В 1898 году Исаак Левитан получил звание академика пейзажной живописи. Художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене. 
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшилось, лечение за границей не помогло. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался

Ученик

Архип Ивановича Куинджи. Родился 15 января 1842 г. (по другой версии 1841 г или 1843), г. Мариуполь Катеринославской губернии

Отец - грек, мать - украинка. Отец был сапожником, но также занимался земледелием.

Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Многие греки усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи по-турецки "золотых дел мастер". Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает у татар "трудовой человек".

В наше время архивах хранятся три паспорта А.И. Куинджи. Какой из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, во втором - 1842-м, а в третьем - 1843-м.

В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры отца.

Юный Архип учился в школе плохо, зато, как отмечали его одноклассники, рисовал постоянно.

Из-за материальных сложностей к десятилетнему возрасту "курс наук" был завершен и началась трудовая жизнь. Малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церквиальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича, в которой он постоянно рисовал. На одной из страниц юный Архип нарисовал портрет церковного старосты. Портрет удивлял редким сходством с оригиналом, что вызвало у окружающих восхищение.

В 1855 некоторое Архип время занимался в мастерской Ивана Айвазовского, но не получив поддержки известного художника вернулся в Мариуполь. Потом переехал в Одессу, где занимался ретушированием фотографий. Потом переехал в Петербург.

Дважды пытался поступить в Петербургскую академию художеств и только в 1868 г. стал её вольным слушателем. Сдать экзамены Куинджи было довольно трудно, так как он не имел никакого образования. В дальнейшем, Архип Иванович преподавал в ней, получил звание профессора, руководил художественной мастерской.

В Париже в 1878 году открылась Всемирная выставка. В ее художественном отделе демонстрировались произведения Куинджи. Критики единодушно отметили успех работ Куинджи и особенно "Вечер в Украине".

Работы Куинджи - необычайно завораживающие. Во время экспозиции "Украинская ночь" перед полотном всегда стояла густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей. Для одной своей работы - "Лунная ночь на Днепре", художник организовал в зале Общества поощрения художеств (Петербург) целую выставку. Это было невиданное в Российской империи событие - выставка одного-единственного произведения, на которую образовалась огромная очередь, а экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице. И это несмотря на дождливую погоду. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах.

Ученик

В сорок лет, когда слава Куинджи достигла апогея, он совершил неожиданный шаг. Художник замолк. До конца жизни, в продолжении тридцати лет, Куинджи не выставил на обозрение ни одного произведения. Затворившись в мастерской, он никого не пускал к себе, сделав загадкой свою дальнейшую творческую деятельность.

Куинджи любил музицировать. Он играл на скрипке, жена - на фортепьяно.

Архип Иванович Куинджи имел большой талант предпринимателя. Продажа картин по баснословным ценам дала в его руки огромный капитал. В дальнейшем художник купил с торгов доходный дом, отремонтировал его и с прибылью использовал.

Несмотря на большое состояние, Куинджи жил крайне скромноогда после его смерти описывали имущество, то обнаружили и занесли в опись следующее: "Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре". Вот так умер миллионер.

Расходуя гроши на личную жизнь, Куинджи был щедрым меценатом на дело искусства.

Судьба его была поистине удивительной, что во многом предопределило и характер его необычного искусства. На его долю выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание,  крайняя бедность и большой достаток.

Умер выдающийся живописец от тяжёлой болезни сердца  11 июля 1910 года в Петербурге, где и похоронен.

Ученик

В России золотой век живописи пришелся на 19 век, когда работали великие портретисты, маринисты, пейзажисты Куинджийвазовский, Шишкин, Репин, Суриков. Живопись - это язык который не требует перевода и живописные образы доступны всем людям, не зависимо от их национальности. Живопись поднимает настроение, успокаивает, зовет и агитирует. Ведь живопись это прежде всего средство выразить свои чувства и эмоции, поделиться ими с другими людьми. И иногда самые простые картины приковывают к себе внимание миллионов и заставляют замереть перед ними в восхищении. А чувство любви к родине и патриотизма отражается в творчестве любого художника.

Учитель

Сегодня мы прикоснулись к великому искусству: живописи. Очень бы хотелось, чтобы этот урок оставил светлый след в ваших душах от встречи с прекрасным.

Спасибо вам большое за возможность узнать подробно о великих русских художниках, их биографию, интересные факты из жизни и о шедеврах, которые они предоставили мируКонечно, это далеко не полный список работ гениев, А всего лишь малая крупица. Но я уверена, что сегодняшний урок запомниться вам и у вас появиться желание просмотреть, почитать, изучить другие, не менее известные картины русских художников. Очень много интересных фактов осталось за пределами нашего урока. Остановитесь на минутку и впустите в жизнь совершенство. Не так много возможностей у современного человека попутешествовать по миру, чтобы в лучших картинных галереях или музеях посмотреть красивые картины. Но у вас есть замечательная возможность посмотреть это в виртуальном мире благодаря просторам интернета.

3.Просмотр видеоролика «Ожившие картины»

Учитель

Мировая коллекция живописи насчитывает десятки тысяч картин художников, из них несколько сотен всемирно прославившихся полотен, которые современная цивилизация относит к шедеврам. Если вы знакомы с творчеством хотя бы десятка именитых художников прошлых столетий, — можно с уверенностью утверждать, что вы человек культурный.

V.Рефлексия

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали нового?

- Что запомнилось на занятии?

- Какие чувства испытывали на уроке?

- Какие эмоции вызвали работы художников?

- Где вы могли в своей жизни видеть аналог оживших картин?

VI. Д/З

Найти и посмотреть другие картины авторовыбрать наиболее понравившуюся и рассказать о ней.