Е.Е. Марданова

МБДОУ «Детский сад «Кристаллик», г.Салехард

Готовность дошкольника к школе - итог целостной системы педагогического процесса в детском саду

Основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в дошкольном детстве. Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьёй осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные навыки и любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают детей к школе.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью являлась игра, то теперь такую роль приобретает учебная деятельность. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья, развития мышления и любознательности, воспитание определённых нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточится на учебной задаче, слушать и последовательно выполнять указания взрослого, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Это зачатки коллективизма, умение согласовывать действия с другими детьми,осознаватьсобственные успехи и неудачи в их отношении к целям совместной деятельности.

Наиболее важные из достижений седьмого года жизни – появление новых мотивов поведения – обязаны своим происхождением игровой деятельности. Именно в игре, отображая действия и взаимоотношения взрослых людей, дети осознают их права и обязанности. В игре впервые возникает подчинение одних мотивов другим: ради того, чтобы хорошо выполнить роль, ребёнок подавляет ситуативные желания. В связи с игрой развивается произвольное управление поведением; одним из первых целенаправленных действий является изготовление и подготовка материалов, обстановки для последующей игры. В условиях игры дети начинают сравнивать свои достижения с достижениями других детей, что является исходным пунктом развития самооценки и самосознания. Игра, как первый и основной вид совместной деятельности детей, формирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками.

Среди многих задач, связанных с подготовкой детей к школе, с формированием психологической готовности к учебной деятельности, важное место занимает нравственная готовность к учению. Это воспитание нравственно-волевых качеств, развитие правильных представлений о деятельности учения, которая связана с преодолением трудностей, добиваться наилучшего результата, формирования мотивов учения. Большое значение для решения этой задачи имеет деятельность дошкольников на занятиях. Занятия в детском саду решают задачу обучения дошкольников. Вместе с тем методы и приемы формирования знаний и умений содержат в себе большие возможности для воспитания у них нравственно-волевых качеств. На занятиях у детей формируется любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на вопросы «почему», «кто такой», «что такое» и др. Интерес к познанию окружающего, пытливое отношение к нему – важное условие успешного учения в школе.

Выпускник детского сада начинает понимать, что реализовать свои способности можно благодаря настойчивости, образованию, трудолюбию. На этой основе у ребёнка формируется понимание, что для успешной самореализации, необходимо учиться в школе, у учителей как носителей культуры и образования в целом.В то же время процесс овладения знаниями и умениями требует от дошкольника волевых усилий. Тем самым деятельность на занятиях создаёт возможности для формирования у детей сосредоточенности, целеустремлённости, настойчивости, умения не отвлекаться от дела, выполнять задание тщательно, аккуратно.На занятиях создаются условия для формирования поведения детей, подчинённого определённым нормам, учитывающим окружение сверстников. Во время обучения дошкольников на занятиях в детском саду у них формируются не только определённые знания и умения, но и такие нравственно-волевые качества, без которых впоследствии не может развиваться учебная деятельность.

Для успешного учения в школе у дошкольника необходимо развивать трудовые умения. Главная цель педагога, родителей  - воспитание у детей позитивного отношения к труду, развитие желания научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Дошкольнику свойственно стремление к активности, самостоятельности; трудовая деятельность удовлетворяет эту потребность ребенка. Организация трудового воспитания дошкольников связана с решением следующих задач: воспитанием трудолюбия, ответственного отношения к трудовым обязанностям, интереса к результатам труда; обучением детей трудовым умениям и навыкам; формированием умения трудиться в коллективе, общественно направленных мотивов труда; ознакомлением с трудом взрослых; воспитанием уважения к труду, бережного отношения к результатам труда.
Самообслуживание и отдельные трудовые действия в хозяйственно- бытовом виде труда оказывают огромное влияние на развитие ребёнка.

Осуществляя ежедневно, целенаправленно, осознано разные виды трудовой деятельности и достигая результатов в форме самооценки умывания, одевания, питания, уборки игрушек, посуды и так далее ребёнок обретает самосознание. Он может уже как личность совершать поступки – осуществлять выбор действия, заранее представляя его результат. Научившись организовывать своё рабочее место, ребёнок учится культуре выполнения каждого вида деятельности, потому что содержание компонентов деятельности разное, но последовательность общая: сначала сформулировать замысел, потом подготовить предмет деятельности, потом принести инструменты, совершить действия, направленные на преобразование предмета, чтобы получить результат. Этот алгоритм, освоенный уже в младшей группе, позволит ребёнку и в дальнейшем быть организованным, четко и экономно тратить время на организацию и уборку рабочего места.

Воспитатель содействует овладению ребёнком программным содержанием посредством целенаправленно организованного обучения в разных формах,  используя и общение в разные режимные моменты самообслуживания,  и организацию наблюдения, и специальные формы обучения разным видам деятельности, которые могут быть усвоены только в процессе занятий (математические знания,  обобщенные способы конструирования, знания о социальных отношениях и др.ормированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной организации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Выпускник подготовительной группы готов учиться в школе. Именно целостная система педагогического процесса, построенная во всех возрастных группах, направленная на всестороннее гармоническое развитие детской личности определяет готовность воспитанника детского сада к школе.

Литература:

Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

Кравцов Г.

Личность формируется в семье

/

дошкольное воспитание.-1991.

Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф. А. Сохина, Т.В.

Тарунтаевой

. М., «Педагогика», 1978.

Крылова Н.М. «Детский сад- дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности»

Перм

. Гос. Ун-т.- Пермь.2005.