Гражданско-патриотическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание во все времена являлось одним из важных аспектов воспитательной работы. Сегодня, в такое непростое для нашей страны время, патриотическое воспитание подрастающего поколения стало особенно актуальным.
Как же осуществлять на деле зарождение чувства любви к Отечеству у воспитанников ДОУ?
В младшей группе в основном используем метод наглядности. Стараемся обращать внимание малышей к окружающей среде: к занятиям в садике, к дворовым развлекательным постройкам детского сада, деревьям, зеленеющим весной и золотисто желтеющим осенью. Учим детей замечать прекрасный пейзаж, восхищаться, удивляться ежедневной смене его окраски.
-Дети, а у вашего дома что растет, спросите у старших, какие это деревья, цветы, кусты, и ваш дом станет для вас ближе, роднее.
- Вы знаете главную улицу нашего города Якутска? Видели, конечно, гуляя с родителями или из окна автобуса. Такая чудесная картина: разноцветные огни, светящиеся сэргэ, изумительный фонтан, музыка! Мы гордимся, что только у нас есть уникальные сэргэ народа саха, и надо гордиться ими.
Знакомим детей по картинкам с миром животных и зверей Якутии, водоплавающими птицами.
-Кто из вас летом ездил в деревню к бабушке, с дедушкой, видели там лошадей, коров? И тут прекрасным наглядным пособиям служат книжки с рисунками якутского художника Андрея Чикачева о сельской жизни, где дети наслаждаются, бегая босиком, купаясь, загорая, катаясь верхом на быке, играя с телятами в загоне. Картины, зарождающие любовь к малой родине, к родной природе.
В средней группе уже используем фольклор народа, рассказывая, как наши предки долгими зимними вечерами создавали сказки, пословицы, поговорки из жизни, как складывали стихи и песни, дошли до вершины творчества народа саха-олонхо.
Демонстрируем фильмы об уникальной природе республики, климате от -60 до +38, зимних и летних картинах, о величии нашей гордости – реки Лены. Любуемся красотой и нежностью подснежников и сарданы, произрастающих только у нас. Наглядно знакомим с изделиями прикладного искусства уникальных мастеров саха: различные виды сэргэ, чороны, посуду из бересты, ювелирные украшения из серебра, неповторимо прекрасные.
Таким образом, постепенно прививаем у наших детей подсознательное чувство гордости за свой народ, малую родину, которое станет основой чувства патриотизма.
В старшей группе начинаем беседовать конкретно на тему патриотизма: «Моя малая родина»-показываем эмблему и флаг республики; рассказываем о национальных героях; «Моя родина- Россия» - герб и флаг Российской Федерации, политическую карту России, где показываем Республику Саха; «Героическое прошлое нашей родины»- кадры из документальных фильмов о Гражданской и Великой отечественной войне; «Якутяне-герои войны» - фотомонтаж о героях якутянах, о прославленных якутских снайперах; «Якутяне – достойные продолжатели подвигов своих дедов»- о героях саха на СВО.
В мае, в неделю памяти, совершим экскурсию к памятнику павших солдат, возложим цветы, выдержим минуту молчания.
Заключительная беседа: «Кто такой патриот гражданин?». Проводим викторину, содержащую вопросы по теме «Моя Родина».
Гражданин – это человек родившийся и проживающий в какой -либо стране. Имеющий паспорт данной республики, соблюдающий ее Конституцию, имеющий право на работу и отдых, готовый встать на защиту родины в минуту опасности.
Гражданин. Любящий свою родину, как родную мать. Беззаветно ей преданный, готовый спасать ее, не жалея своей жизни, есть патриот.
Патриот – это тот, кто любит свой родной дом, мать и отца, дедушек и бабушек, свой садик и школу, родную улицу, родное село, откуда начинается наша великая Родина.
Одновременно оповещаем родителей о проводимых мероприятиях, просим родителей помогать нам, как бы нечаянно комментируя новости по НВК или по телевидению России знаменательные события, обратить внимание детей, что выступает Президент, что вы, как и граждане России, должны слушать выступления своего Президента.
Такой ваш поступок оставит на ребенка впечатление, что так и должно быть, что каждый человек обязан так поступать, если он гражданин страны. Наглядный пример родителей -лучший воспитатель.
Гражданско-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, старших членов семьи. Они должны помогать нам прививать детям понятие «долг перед Родиной», «Любовь к Родине», «Ненависть к врагу», «Трудовой подвиг», например, во время просмотра кинофильмов или соответствующих теме телепередач.
Воспитание патриотических чувств в детях обязывает нас развивать их познавательный интерес к истории Родины, ее культурному наследию, пробудить в наших воспитанниках чувство Родины.
Республика Саха (Якутия)
г.Якутск- 2024г
МБДОУ ЦРР ДС№16 «Золотинка»
Воспитатель: Лугинова Татьяна Николаевна