* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Художественная литература-философия жизни

В якутской художественной литературе заключен взгляд народа на жизнь, его размышления о жизни и времени. Литература – мудрость жизни; это наука о гуманности и о пути, которая ведет людей к освоению высокой нравственности. В особенности это касается наших учеников и их мудрого наставника – учителя литературы.

В XIX веке итальянский писатель Джованни Руффини сказал: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Это мудрое высказывание имеет самое тесное отношение к учителям-литераторам и, как сказано выше является их педагогическим кредо. Попробуем разобраться в этом.

1.Учитель литературы – человек, призванный сеять добро. Все свои знания, жизненный опыт он вкладывает в то, чтобы ученик стал высоконравственной, духовно богатой личностью с высокой культурой.

2.Учитель литературы учит своих питомцев думать, рассуждать, размышлять о жизни на примере образов и поступков героев в произведениях мировой классической литературы, в народном фольклоре, в якутском эпосе-олонхо.

3.Учитель литературы должен раскрыть себя перед учениками как личность. Только тогда ребенок «раскрывается». Человек – это сложное, неодностороннее понятие. Не зря говорится: «Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности».

В свете вышесказанного следует утверждать, что учитель-словесник призван нравственностью литературы формировать этические устои личности, развивать её душевный и духовный потенциал. Ведь литература, по мнению М. Горького, насыщает идеи плотью и кровью. В знании литературы особенную важность имеет субъективный фактор: насколько глубоко социальные и нравственные идеи и эстетические принципы, воплощённые в художественной форме, отражаются в личном духовном мире, в убеждениях, в поведении человека. Знание литературы тесно связано с нравственным воспитанием человека. По-настоящему знает литературу лишь тот, для кого художественные произведения стали учебниками жизни, критерием нравственности. В связи с этим приобретают большое значение два фактора: во-первых, правильный отбор произведения для чтения и изучения; во-вторых, преподаватель литературы должен быть в то же время и воспитателем, понимающим и чувствующим правильный путь нравственного развития школьников. Строгий отбор произведений для чтения – серьёзная предпосылка формирования богатых духовных интересов, запросов личности, морального идеала. Благодаря такому отбору у учеников формируется представление о важнейших этапах духовной жизни человечества. Главный вывод, к которому должны прийти юные читатели: мир, лишённый радости, – это антимир, хаос, они опасны для жизни.

Это относится и к учителю якутской литературы. Наша якутская художественная литература берет корни в фольклоре, в русской классической литературе. Устное народное творчество, начиная с пословиц и заканчивая эпосом, имеет большое воспитательное значение: «Учение – неисчерпаемое богатство»)», («Думай перед тем, как начнешь делать, измерь перед тем, как начнешь рубить») и т.д. А основная идея народного эпоса олонхо – освобождение светлых, добрых сил от ига темных, злых сил и их стремление к жизни, полной надежд и счастья. Например, «Нюргун Боотур Стремительный», «Эрчимэн Бэргэн», «Светлолицая Туйаарыма Куо» и др. Из этого следует, что содержание обучения литературе имеет самое непосредственное отношение к фольклору.

Но, как бы то ни было, основная цель литературы – воспитание читателя. Не секрет, что урок литературы нередко напоминает «учёное предисловие» к художественной книге, которое без единства этого, того, другого будто бы и прочитать невозможно. К «механизму» книги, конечно, обращаться надо. Но только тогда, когда этический резонанс урока достаточно высок. Вот тут-то и нужно объяснить (и то не всегда): почему высок? А, в сущности, объяснить их интерес к книге книгой и этим как бы удвоить живое, нравственное, эстетическое в ней. Ребят-то, прежде всего, волнует не то, как «сделаны» герои книг, а их жизненный опыт.

Таким образом, уроки литературы тесно связаны с жизнью, народной педагогикой. Ибо общение с книгой – это общение с жизнью! Эти дела дают смысл и высокую цель всей его работе и жизни. Серьёзное – жизнь во всех её проявлениях, сам человек, который и в учителе, и в школьнике, и в литературном герое. Стать ближе к ученикам, понять и выразить их запросы – значит приблизиться к жизни, посредством книги укрепить с ребятами, то есть с жизнью, надёжную, глубокую связь.

В якутской художественной литературе показаны добрые традиции народа в воспитании подрастающего поколения. Это явление всегда актуально. В заключение хочу сказать, что сегодняшний ученик живёт в современной ему времени, культуре. Известный академик Д. С. Лихачёв отмечал: «Духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания». Процесс его воспитания рассматривается с позиции духовных ценностей, нравственных основ, заложенных веками, что составляют смысл современной жизни. Таким образом, саморазвития, самореализация личности выступает объектом философии на основе литературы.