Художественная литература как источник духовного роста

Обрати свое сердце к книгам…

«Какое богатство мудрости и

добра рассыпано по книгам

всех времен и народов»

Л.Н.Толстой

Многие ученые пытаются найти ответ на вопрос: что такое духовность в образовании? Ответ сложен и многогранен.

С первородным грехом человек обретает три составных: тело, душу и дух. Тело отвечает за инстинкт самосохранения, за сохранение рода; душа живет умственной эмоционально-чувственной жизнью, а дух подкрепляется совестью. А как же совместить и создать гармонию? Для православно ориентированных педагогов ответ прост: трудись над собой и совершенствуйся. Как пишет Феофан Затворник: плодотворным будет то образование, которое возбуждает сокрытые требования человека преобразовывать чувства распознавать их и возводить это в правила жизни. Если не обращать внимания на духовное, то взрослеющий ученик (обучающийся) легко будет совершать неблагородные поступки, потому что для добрых намерений нужно трудиться. Главное, не упустить гармоничное формирование внешнего и внутреннего человека.

Немаловажное значение в этом играет русская художественная литература. Можно сказать, что литература – это два крыла духовности. Одно крыло - это классика жанра, другое - правильно подобранная современная как русская, так и зарубежная для духовного возрастания. У русской литературы есть прекрасные исследования М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений», сочинения в 6-ти томах «Православие и русская литература» и др. Это хороший фундамент для дальнейших исследований литературы в мире духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

 • отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

  • ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания; 
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

 • в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.

Восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить будущего гражданина к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, развить способности ориентироваться в жизни и строить отношения с людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимопонимания.

Но в современной образовательной ситуации сложилась тенденция изучать литературу в отрыве от эмоционально-личностных проблем самих детей. Рационализация духовной жизни современного человека приводит к односторонности его развития, в котором преобладает вектор в сторону интеллектуализма, а эмоциональная бедность не может не обернуться нравственной глухотой.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, живущего в плену ложных ценностей, как никогда, важно обратиться к эмоционально-ценностному потенциалу литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта важная педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы: силой художественного слова - очищать и облагораживать человека, формировать его эмоционально-личностное отношение к миру, способствовать развитию эмоционально- ценностного опыта.

Литература остается стержневой учебной дисциплиной в образовательных учреждениях, которая призвана заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира детей. Только в курсе литературы происходит «лепка» души человека, осуществляется через приобщение к духовным ценностям, которые оформились по законам красоты, поэтому освоение мира сквозь призму искусства обретает глубоко личностный характер. А значит очень важно, чтобы литературное произведение эмоционально воздействовало на духовный мир развивающейся личности, побуждая ее к самосовершенствованию и творческому преобразованию мира.

Поэтому от позиции выпускников школ тоже будет зависеть будущее страны. И каждой человеческой личности в отдельности предстоит осуществлять великие преобразования - начать с себя, с нравственного очищения, с обновления своего внутреннего «Я». И как говорил Федор Достоевский: «Каждый из нас в ответе за всех». А это и есть духовный коллективизм, желание помочь всем стать лучше и добрее.

Русская духовная культура всегда была литературоцентрична. Христианская система координат определяла духовные и художественные искания, в том числе и классиков XIX века. Только через призму Евангелия можно понять по-настоящему нравственные ориентиры в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и других выдающихся писателей.

Говоря о связи литературы с христианским учением, следует сказать: « Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся читать, а далее и книги читать научатся. Так следует и христианам в христианском учении поступать. Научиться добром за добро воздавать, то есть уметь благодарить; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству.

Таким образом, прочитав рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища», а к нему подходит пословица «Без беды друга не узнаешь», ребята должны понять, что человек, который при первой опасности бросает товарища в беде, не умеющий принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия. Такая работа с художественной литературой приводит к выводу о том, что необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов

Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры, внеклассных мероприятий, проводимых для учащихся: «Дорога к храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры. Большой популярностью должны пользоваться экскурсии по святым местам. В основе духовно-нравственного воспитания лежит удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры. 

Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка.