Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание. Это направление выбрано педагогами ДОУ не случайно. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие .Результатом эстетического воспитания является гармоничное развитие.
По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему. Однако в возрасте 6-7 лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, наблюдательности дошкольники становятся способными к адекватной самооценке.
Если рисунок не удовлетворяет их потребностям, они начинают стесняться своей работы, отказываются показывать ее другим и т.п. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается не только на его отношении к рисованию и лепке, но и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского изобразительного творчества. А рисование и лепку ученые рассматривают как важнейшие сферы детской деятельности и с точки зрения общего психического развития, и с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе.
Приведу пример; Ученые оценивали по общепринятым методикам и тестам подготовленность к школе детей из обычных детских садов и эстетических центров Санкт-Петербурга. Затем результаты обследования интегрировались в показатель, выраженный в баллах. Было установлено, что если обычные показатели для детских садов составляли 60 баллов, то для эстетических центров – 120
Специалисты считают, что такая значительная разница в показателях воспитанников связана с положительным воздействием искусства на работу мозга. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Поэтому эстетическое развитие ребенка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие осуществляется не само по себе. Рассмотрим более подробно педагогические условия, которые способствуют успешному художественно-эстетическому развитию детей.
Для воспитателя грамотного читателя педагогам и родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. Именно взрослые должны научить правильному общению с книгой, рассказывая о том, как она называется, кем написана, кто ее иллюстрировал. Для решения этой задачи в каждой группе и семье должна быть детская библиотечка, а в старшем дошкольном возрасте дети должны посещать библиотеку.
Для полноценного музыкального развития также необходимо осуществлять взаимодействие с семьей воспитанников. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Не менее важно поощрять певческие навыки дошкольников, направлять их интересы на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку, небольшие по объему с яркими мелодиями в удобном диапозоне.
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей, является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, литературно-музыкальных композициях. Важно поддерживать интерес и к музыкально-ритмической деятельности и как можно чаще создавать условия для танцевальных импровизаций дошкольников. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений, утренней гимнастики и т.д.
Велика роль и театрализованной деятельности. Вместе с родителями необходимо определить оптимальное для всех время проведения спектаклей, инсценировок
. Это необходимо для того, чтобы у маленьких актеров всегда были зрители, а родители могли постоянно наблюдать за развитием своего ребенка. Рассказ педагогов о различных видах театров, рекомендации по изготовлению дома кукол, приобщение к книгам о театре – вот далеко не весь перечень тех видов работ, которую должны проводить педагоги с родителями.
Не менее важным и содержательным должно быть содержание изобразительной деятельности. При восприятии природы необходимо обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, запаха, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте природы. Побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве. Для того, чтобы вызвать у родителей интерес к проведению этой работы, в ДОУ могут быть организованы специальные конкурсы фото и видеоматериалов.
Не менее важно развивать интерес к изобразительному искусству, желание возвращаться к тем произведениям, которые понравились, обмениваться впечатлениями. Необходимо учить детей различать жанры: пейзаж. Портрет, натюрморт; узнавать знакомые произведения некоторых художников.