Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 ?б?
Тема: ?И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление?
Цели деятельности учителя: 
- закрепить знания  учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова; 
- развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: закреплять знания прочитанного рассказа ?Листопадничек?; развивать устную речь; 
                        совершенствовать умение давать характеристику герою;
личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте;
                        анализировать и синтезировать прочитанное. 
Оборудование: литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – ?Просвещение?, 2013. Презентация
Составили: Монгуш А.С, Суханова Н.А.Шамукова О.А.

№
Этап, методы и приёмы
Хро-номе-траж
Содержание урока
Планируемые результаты
(УУД)




Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1. 
Организационный

Мотивационный
Практич.: проверка готовности?;

2
Проверяет готовность  обучающихся к уроку, Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Добрый день!
У нас сегодня гости. Мы рады приветствовать  вас доброй улыбкой и хорошим настроением. (видеоролик?  ?Листопад?)
 
Включаются в учебную деятельность.
Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2.
Постановка учебных задач и её решение


Словесн.: ответы на вопросы;











Практич.: речевая разминка;


Практич.: 
Чтение про себя;
Хоровое чтение;
индивидуальное чтение

2











3
Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Ребята, чтобы вспомнить, какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке, послушайте стихотворение:
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке тёплой,  под осинкой
Три  листопадничка  лежат. 
- Итак, с каким произведением мы познакомились? (?Листопадничек?). 
- Верно, кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов). 
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И.С. Сколова-Микитова ?Листопадничек?.
- Какие цели мы можем поставить на наш урок? 
(закрепить знания по рассказу ?Листопадничек?)


- Молодцы! А сейчас мы с вами проведём небольшую речевую разминку. 
Вы видите на доске скороговорку, прочитайте ее про себя.
Бобры храбры, идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
- Прочитаем скороговорку хором медленно.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с веселой интонацией.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте очень быстро.
- Молодцы! 
Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу.



;







Читают скороговорку про себя, хором.
Читают скороговорку с разной интонацией;

Р: определять и формулировать?цель деятельности на уроке с помощью учителя;








К: выразительно читать?текст.




3. 
Решение частных задач

Словесный: учебный диалог;
ответы на вопросы;


4
Контролирует выполнение работы.

- Ребята, давайте вспомним, кто главный герой произведения? (заяц – листопадничек)
- Я вам приготовила книжку ?Зайчик – Листопадничек?.
Нам её нужно заполнить.
- Как называется сказка? (Сказка ?Листопадничек, сказка о животных)
- Автор сказки? Какая эта сказка? (Авторская, И.С Соколов0Микитов)
- Главная мысль произведения? (нужно слушаться взрослых, чтобы не попасть в беду)



Обосновывают выбор написания;





Высказывают свои предположения; 
Р: высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; ?



Практич.: выборочное чтение с комментарием;  
  







Практич.:
выборочное чтение;

Наглядный: работа с иллюстрациями;


13














4

-Даёт задания на поиски их решения в тексте.

 Найдите и прочитайте, как Листопадничек ушел из дома. (с.61. ?Оставайтесь здесь…?)
- Найдите и прочитайте отрывок, как жилось зайчику у бобров. (с.62 ?Прыгнул листопадничек в хатку…?)
- Каких страхов натерпелся Листопадничек  за долгую зиму. (окунул лапку в холодную воду, испугался выдры, слышал, как к хатке подходила лиса, рысь, росомаха) 
- О чём он вспоминал? (вспоминал свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху)
- Найдите и прочитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью. (с.66)
- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
- А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения .
(выдра, лиса, рысь, росомаха)
-Организует поисковую работу обучающихся.
Найдите в  тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.
1. ?Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно…?
2. ?А теперь, - сказали они зайчонку,- пожалуйста, садись снами кушать…?
3. ?Не узнала зайчиха своего зайчонка…?
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!


Находят в тексте информацию.














Высказывают своё мнение.
П: поиск и выделение необходимой информации;
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


Р: учиться?высказывать?
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;


Практич.: анализ образа героя;








Практич.: анализ образа героя;

4
Организует парную работу
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).
- Дайте характеристику бобрам:
- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
- запасливые (готовят корм на зиму);
- гостеприимные (приютили зайца);
- заботливые (волнуются за бобрят);
- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Осуществляют взаимный контроль т оценивают правильность результатов.







П: поиск и выделение необходимой информации;





К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;



Практич.: работа с пословицами;







Практич.: формулирование вывода;

3
Организует обсуждение полученных результатов.
- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
- Зелёным цветом подчеркни пословицы, которые можно адресовать бобрам, синим – Зайчиху, желтым – Зайчонку.
- Какая больше подходит к главной мысли?
 Мать кормит детей как земля людей.
Всякое уменье трудом дается.
Птица рада весне, а дитя- матери.
Много спать – дела не знать. 

- Какой вывод мы можем сделать? (Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас.)
- Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: ?В гостях хорошо, а дома лучше!?
Участвуют в обсуждении пословиц, формулируют собственное мнение и аргументирую его.




К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: делать выводы?в результате совместной работы класса и учителя


4.
Итог урока.
Рефлексия. 

Словесн.: ответы на вопросы;

5
Дом. задание: подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).
Акцентрирует внимание  на конечных рещультатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились? (?Листопадничек?)
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
И. С. Соколов-Микитов был именно таким человеком, который мог увидеть в нашем мире то замечательное, отчего возникает чувство радости и счастья.
Я рекомендую прочитать другие произведения ,написанные И.С. Соколовым-Микитовым. И уверена- вы об этом не пожалеете.


- Ребята, а какого героя вам напомнил Листопадничек?  Почему? (Лягушку-путешественницу).  

- За что вы сегодня можете себя похвалить?
- Продолжите фразы: 
? Я узнал…?
?В ходе урока удалось научиться…?
?Порадовался тому, что…?
 ?Расскажу дома о…?
- Молодцы! Спасибо за урок, до свидания!
Записывают домашнее задание;











Формулируют конечный результат своей работы на уроек.





Р: осуществлять итоговый контроль 





Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;