Технологическая карта урока Предмет: Литературное чтение Класс: 3 ?б? Тема: ?И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление? Цели деятельности учителя: - закрепить знания учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова; - развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение. Планируемые результаты: предметные: закреплять знания прочитанного рассказа ?Листопадничек?; развивать устную речь; совершенствовать умение давать характеристику герою; личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте; анализировать и синтезировать прочитанное. Оборудование: литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – ?Просвещение?, 2013. Презентация Составили: Монгуш А.С, Суханова Н.А.Шамукова О.А. № Этап, методы и приёмы Хро-номе-траж Содержание урока Планируемые результаты (УУД) Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный Мотивационный Практич.: проверка готовности?; 2 Проверяет готовность обучающихся к уроку, Создаёт эмоциональный настрой на урок. Добрый день! У нас сегодня гости. Мы рады приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. (видеоролик? ?Листопад?) Включаются в учебную деятельность. Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; 2. Постановка учебных задач и её решение Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: речевая разминка; Практич.: Чтение про себя; Хоровое чтение; индивидуальное чтение 2 3 Побуждает к высказыванию своего мнения. - Ребята, чтобы вспомнить, какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке, послушайте стихотворение: У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат. - Итак, с каким произведением мы познакомились? (?Листопадничек?). - Верно, кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов). - Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И.С. Сколова-Микитова ?Листопадничек?. - Какие цели мы можем поставить на наш урок? (закрепить знания по рассказу ?Листопадничек?) - Молодцы! А сейчас мы с вами проведём небольшую речевую разминку. Вы видите на доске скороговорку, прочитайте ее про себя. Бобры храбры, идут в боры; Бобры для бобрят добры. - Прочитаем скороговорку хором медленно. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с веселой интонацией. - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте очень быстро. - Молодцы! Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу. ; Читают скороговорку про себя, хором. Читают скороговорку с разной интонацией; Р: определять и формулировать?цель деятельности на уроке с помощью учителя; К: выразительно читать?текст. 3. Решение частных задач Словесный: учебный диалог; ответы на вопросы; 4 Контролирует выполнение работы. - Ребята, давайте вспомним, кто главный герой произведения? (заяц – листопадничек) - Я вам приготовила книжку ?Зайчик – Листопадничек?. Нам её нужно заполнить. - Как называется сказка? (Сказка ?Листопадничек, сказка о животных) - Автор сказки? Какая эта сказка? (Авторская, И.С Соколов0Микитов) - Главная мысль произведения? (нужно слушаться взрослых, чтобы не попасть в беду) Обосновывают выбор написания; Высказывают свои предположения; Р: высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; ? Практич.: выборочное чтение с комментарием; Практич.: выборочное чтение; Наглядный: работа с иллюстрациями; 13 4 -Даёт задания на поиски их решения в тексте. Найдите и прочитайте, как Листопадничек ушел из дома. (с.61. ?Оставайтесь здесь…?) - Найдите и прочитайте отрывок, как жилось зайчику у бобров. (с.62 ?Прыгнул листопадничек в хатку…?) - Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. (окунул лапку в холодную воду, испугался выдры, слышал, как к хатке подходила лиса, рысь, росомаха) - О чём он вспоминал? (вспоминал свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху) - Найдите и прочитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью. (с.66) - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться. - А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения . (выдра, лиса, рысь, росомаха) -Организует поисковую работу обучающихся. Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям. 1. ?Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно…? 2. ?А теперь, - сказали они зайчонку,- пожалуйста, садись снами кушать…? 3. ?Не узнала зайчиха своего зайчонка…? - Молодцы, вы отлично справились с заданием! Находят в тексте информацию. Высказывают своё мнение. П: поиск и выделение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р: учиться?высказывать? своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Практич.: анализ образа героя; Практич.: анализ образа героя; 4 Организует парную работу - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор. - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); - непослушный (убежал из дома, ослушался маму); - любознательный (задаёт вопросы бобрам); - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); - добрый (помогал нянчить бобрят); - заботливый (кормит бобрят); - смелый (научился плавать); - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). - Дайте характеристику бобрам: - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); - запасливые (готовят корм на зиму); - гостеприимные (приютили зайца); - заботливые (волнуются за бобрят); - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). Осуществляют взаимный контроль т оценивают правильность результатов. П: поиск и выделение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Практич.: работа с пословицами; Практич.: формулирование вывода; 3 Организует обсуждение полученных результатов. - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. - Зелёным цветом подчеркни пословицы, которые можно адресовать бобрам, синим – Зайчиху, желтым – Зайчонку. - Какая больше подходит к главной мысли? Мать кормит детей как земля людей. Всякое уменье трудом дается. Птица рада весне, а дитя- матери. Много спать – дела не знать. - Какой вывод мы можем сделать? (Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас.) - Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: ?В гостях хорошо, а дома лучше!? Участвуют в обсуждении пословиц, формулируют собственное мнение и аргументирую его. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: делать выводы?в результате совместной работы класса и учителя 4. Итог урока. Рефлексия. Словесн.: ответы на вопросы; 5 Дом. задание: подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию). Акцентрирует внимание на конечных рещультатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились? (?Листопадничек?) - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.) И. С. Соколов-Микитов был именно таким человеком, который мог увидеть в нашем мире то замечательное, отчего возникает чувство радости и счастья. Я рекомендую прочитать другие произведения ,написанные И.С. Соколовым-Микитовым. И уверена- вы об этом не пожалеете. - Ребята, а какого героя вам напомнил Листопадничек? Почему? (Лягушку-путешественницу). - За что вы сегодня можете себя похвалить? - Продолжите фразы: ? Я узнал…? ?В ходе урока удалось научиться…? ?Порадовался тому, что…? ?Расскажу дома о…? - Молодцы! Спасибо за урок, до свидания! Записывают домашнее задание; Формулируют конечный результат своей работы на уроек. Р: осуществлять итоговый контроль Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление