* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Title Char {font-size: 24pt;} .Subtitle Char {font-size: 12pt;} .Quote Char {font-style: italic;} .Intense Quote Char {font-style: italic;} .Footnote Text Char {font-size: 9pt;} .Endnote Text Char {font-size: 10pt;} .Заголовок 11 {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} .Heading 1 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} .Заголовок 21 {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} .Heading 2 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} .Заголовок 31 {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} .Heading 3 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} .Заголовок 41 {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Heading 4 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Заголовок 51 {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Heading 5 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 61 {font-family: 'Arial'; font-weight: bold;} .Heading 6 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Заголовок 71 {font-family: 'Arial'; font-weight: bold; font-style: italic;} .Heading 7 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 81 {font-family: 'Arial'; font-style: italic;} .Heading 8 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Заголовок 91 {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Heading 9 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Title {font-size: 24pt;} .Название Знак {font-size: 24pt;} .Subtitle {font-size: 12pt;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt;} .Quote {font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {font-style: italic;} .Intense Quote {font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {font-style: italic;} .Верхний колонтитул1 {margin-bottom: 0pt;} .Нижний колонтитул1 {margin-bottom: 0pt;} .Название объекта1 {font-size: 9pt; color: #5B9BD5; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .footnote text {font-size: 9pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 9pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .endnote text {font-size: 10pt;} .Текст концевой сноски Знак {font-size: 10pt;} .endnote reference {vertical-align: super;} .toc 1 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 2 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 3 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 4 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 5 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 6 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 7 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 8 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 9 {margin-bottom: 2.85pt;} .table of figures {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .Абзац списка Знак {font-family: 'Times New Roman';} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Формирование мотивации занимающихся восточным боевым единоборством

Аннотация. В данной статье описывается мотивационная стратегия учеников спортивной школы № 26 г. Воронежа. Грамотно выстроенная методика для улучшения мотивации юных спортсменов позволяет тренеру-преподователю провести улучшение тренировочного процесса, мотивирует его к более широкому раскрытию личностного потенциала занимающихся.

Ключевые слова: мотивация спортивная; деятельность спортивная; подростки спортсмены; ВБЕ; учебно-тренировочные группы.

Как считают исследователи, особенность спортивной мотивации детерминирована качественной особенностью предмета спортивной деятельности. Детерминирующей составляющей спортивной деятельности является ее мотивационная направленность. С помощью мотивация поддерживает нужный уровень активности спортсмена в процессе тренировочной деятельности, в том числе, на начальном этапе подготовки спортсменов.

Традиционно в психологии спорта структурными компонентами спортивной деятельности могут выступать объективные условия деятельности (специфика тренировочного процесса, соревнований, условия внешней среды) и субъективные условия (мотивационная направленность, индивидуально-личностные характеристики спортсменов). Наиболее благоприятным периодом для занятий спортивной деятельностью исследователи определяют подростковый возраст. Особенности физического развития подростков стимулируют их физическую активность, актуализируют физкультурно-спортивные потребности. Кроме того, занятия различными видами спорта способствуют формированию социальной компетентности подростков, осознанию принадлежности к тому или иному виду спорта через формирование позитивной групповой идентичности, что может способствовать развитию спортивной мотивации достижению спортивных результатов . Изучению влияния таких характеристик группы, как улучшение мотивации и посещаемости тренировок, а также сохранения ее состава было посвящено наше исследование.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе спортивных секций спортивной школы № 26 г. Воронежа. Обучение в группах спортивной школы направлено на воспитание подрастающего поколения, улучшения патриотизма, любви к родине и улучшению спортивных результатов. в беседе с руководителем, тренерами и специалистами учреждения было выявлено, что занятия в спортивных секциях имеют упор на спортивных показателях, нежели нацелены на общефизические навыки. Исследование проводилось в два этапа. Целью первого этапа исследования выступало изучение особенностей спортивной мотивации подростков занимающихся по направлению восточное боевое единоборство на тренировочном этапе первого года подготовки. В своем исследовании мы опирались на подход И.И. Бойко для изучения общей мотивационной направленности респондентов и использовали опрос-анкету (Бойко И.И.) [3]. Ответы на вопросы опрос-анкеты («Ваша цель занятий спортом?», «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?», «Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?»)

По результатам опроса анкеты были получены результаты: недостаточная мотивация юных спортсменов чаще всего была из-за большого количества домашних уроков заданных в школе, и посещения дополнительных кружков, что приводило к неуспеваемости, и нежеланию постоянно посещать тренировочные занятия.

На втором этапе была разработана методика для улучшения мотивации юных спортсменов.

Методика включает в себя следующие ключевые факторы:

1. Все дети разные. Тренер с каждым из них выстраивает диалог, понимает что ребенку нужно в конкретный момент времени. Подход к детям должен быть разный, так как каждый из них по-своему реагирует на ту или иную ситуацию.

2. Тренер правильно общается с родителями спортсменов. Они заинтересованы в развитии ребенка, нуждаются в развернутой информации об успехах и неудачах своих детей. Тренер им открыто говорит о проблемах или достижениях ребенка. Это создает доверительные отношения на долгосрочный период.

3. Проведение соревнований как командных, так и личных (раз в месяц) для спортсменов. Это дало возможность детям привыкнуть к атмосфере соревнований, получить награды, а, соответственно и признание сверстников. В случае неудач, ребенок знает, что сможет показать результат лучше в следующем месяце и исправить допущенные ошибки.

4. Организована аттестация на ученические степени два раза в год (декабрь и май). Экзамен по пояс в каратэ является одним из эффективных инструментов, увеличивающих степень мотивации к занятиям единоборствами.

5. Организация культурно-досуговой деятельности детей, занимающихся единоборствами, а именно:

организация турнира по футболу среди каратистов;

организация соревнований по виртуальным играм;

организация турнира по ОФП среди каратистов;

посещение кинотеатров, музеев, выставок;

организация соревнований: «Мама, папа, я – спортивная семья»;

проведение новогодней елки с подарками и поощрениями всех отличивщихся в течение года спортсменов;

проведние итогового развлекательного мероприятия в конце учебного года с различными подвижными играми на свежем воздухе;

ежегодное вручение кубков – Лучший спортсмен года;

организация тренровочных семинаров, направленных на изучение интересных техник и приобретение новых навыков;

организация показательных выступлений с участием детей-спортсменов на различных мероприятиях;

организация летних спортивных сборов для детей.

6. Постоянное совершенствование своих навыков, как тренера, посещение различных семинаров, вебинаров.

7. Решительное воплощение инициатив в тренировочном процессе, желание расти вместе со своими спортсменами, постоянное повышение своих навыков.

8. Каждый тренер составляет календарный план всех желаемых мероприятий в начале года, как спортивных, так и культурно-досуговых.

Совокупность указанных пунктов является важной составляющей возникновения и усиления интереса у детей к занятиям восточным боевым единоборством.

Итогом реализации метода являлись:

1. Значительное увеличение контингента детей, проявляющей интерес к занятиям спортом и физической культуры.

2. Снижение показателей заболеваемости среди детей, как следствие, положительная динамика укрепления здоровья спортсменов.

3. Привлечение детей к занятиям спортом способствует улучшению показателей их успеваемости в школе, созданию эффективного института социализации для детей различного возраста, снижению количества правонарушений молодежи, отказу от вредных привычек,

4. Большое количество призовых мест на соревнованиях среди занимающихся.

6. Повышение уровня мотивации к занятиям спортом.

7. Формирование морально-этичсеких норм, правил поведения в обществе посредством использования традиционных ценностей заложенных в программу боевых искусств.

Таким образом, если организация заинтересована в продуктивной работе своих сотрудников, и улучшению показателей занимающихся, то должны постоянно совершенствоваться способы мотивации . Надлежащая мотивация во многом зависит от конкретной цели человека, а также от соответствующих шагов в построении мотивации с учетом технических аспектов. Ведь именно наличие довольных и мотивированных тренеров-преподователей и занимающихся влияет на дальнейший успех спортивной школы.

Литература

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: МГУ, 1983. - 310с.

. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.

Бойко, И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий / И.И. Бойко. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006 - 161 с.

Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. -№ 2. - С. 27-41

 Уляева, .Г. Динамика образа Я и

мотивации в процессе занятий тх

эквон-до: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Г. Уляева. - М., 1999.-23 с