Формирование мотивации занимающихся восточным боевым единоборством
Аннотация. В данной статье описывается мотивационная стратегия учеников спортивной школы № 26 г. Воронежа. Грамотно выстроенная методика для улучшения мотивации юных спортсменов позволяет тренеру-преподователю провести улучшение тренировочного процесса, мотивирует его к более широкому раскрытию личностного потенциала занимающихся.
Ключевые слова: мотивация спортивная; деятельность спортивная; подростки спортсмены; ВБЕ; учебно-тренировочные группы.
Как считают исследователи, особенность спортивной мотивации детерминирована качественной особенностью предмета спортивной деятельности. Детерминирующей составляющей спортивной деятельности является ее мотивационная направленность. С помощью мотивация поддерживает нужный уровень активности спортсмена в процессе тренировочной деятельности, в том числе, на начальном этапе подготовки спортсменов.
Традиционно в психологии спорта структурными компонентами спортивной деятельности могут выступать объективные условия деятельности (специфика тренировочного процесса, соревнований, условия внешней среды) и субъективные условия (мотивационная направленность, индивидуально-личностные характеристики спортсменов). Наиболее благоприятным периодом для занятий спортивной деятельностью исследователи определяют подростковый возраст. Особенности физического развития подростков стимулируют их физическую активность, актуализируют физкультурно-спортивные потребности. Кроме того, занятия различными видами спорта способствуют формированию социальной компетентности подростков, осознанию принадлежности к тому или иному виду спорта через формирование позитивной групповой идентичности, что может способствовать развитию спортивной мотивации достижению спортивных результатов . Изучению влияния таких характеристик группы, как улучшение мотивации и посещаемости тренировок, а также сохранения ее состава было посвящено наше исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе спортивных секций спортивной школы № 26 г. Воронежа. Обучение в группах спортивной школы направлено на воспитание подрастающего поколения, улучшения патриотизма, любви к родине и улучшению спортивных результатов. в беседе с руководителем, тренерами и специалистами учреждения было выявлено, что занятия в спортивных секциях имеют упор на спортивных показателях, нежели нацелены на общефизические навыки. Исследование проводилось в два этапа. Целью первого этапа исследования выступало изучение особенностей спортивной мотивации подростков занимающихся по направлению восточное боевое единоборство на тренировочном этапе первого года подготовки. В своем исследовании мы опирались на подход И.И. Бойко для изучения общей мотивационной направленности респондентов и использовали опрос-анкету (Бойко И.И.) [3]. Ответы на вопросы опрос-анкеты («Ваша цель занятий спортом?», «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?», «Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?»)
По результатам опроса анкеты были получены результаты: недостаточная мотивация юных спортсменов чаще всего была из-за большого количества домашних уроков заданных в школе, и посещения дополнительных кружков, что приводило к неуспеваемости, и нежеланию постоянно посещать тренировочные занятия.
На втором этапе была разработана методика для улучшения мотивации юных спортсменов.
Методика включает в себя следующие ключевые факторы:
1. Все дети разные. Тренер с каждым из них выстраивает диалог, понимает что ребенку нужно в конкретный момент времени. Подход к детям должен быть разный, так как каждый из них по-своему реагирует на ту или иную ситуацию.
2. Тренер правильно общается с родителями спортсменов. Они заинтересованы в развитии ребенка, нуждаются в развернутой информации об успехах и неудачах своих детей. Тренер им открыто говорит о проблемах или достижениях ребенка. Это создает доверительные отношения на долгосрочный период.
3. Проведение соревнований как командных, так и личных (раз в месяц) для спортсменов. Это дало возможность детям привыкнуть к атмосфере соревнований, получить награды, а, соответственно и признание сверстников. В случае неудач, ребенок знает, что сможет показать результат лучше в следующем месяце и исправить допущенные ошибки.
4. Организована аттестация на ученические степени два раза в год (декабрь и май). Экзамен по пояс в каратэ является одним из эффективных инструментов, увеличивающих степень мотивации к занятиям единоборствами.
5. Организация культурно-досуговой деятельности детей, занимающихся единоборствами, а именно:
организация турнира по футболу среди каратистов;
организация соревнований по виртуальным играм;
организация турнира по ОФП среди каратистов;
посещение кинотеатров, музеев, выставок;
организация соревнований: «Мама, папа, я – спортивная семья»;
проведение новогодней елки с подарками и поощрениями всех отличивщихся в течение года спортсменов;
проведние итогового развлекательного мероприятия в конце учебного года с различными подвижными играми на свежем воздухе;
ежегодное вручение кубков – Лучший спортсмен года;
организация тренровочных семинаров, направленных на изучение интересных техник и приобретение новых навыков;
организация показательных выступлений с участием детей-спортсменов на различных мероприятиях;
организация летних спортивных сборов для детей.
6. Постоянное совершенствование своих навыков, как тренера, посещение различных семинаров, вебинаров.
7. Решительное воплощение инициатив в тренировочном процессе, желание расти вместе со своими спортсменами, постоянное повышение своих навыков.
8. Каждый тренер составляет календарный план всех желаемых мероприятий в начале года, как спортивных, так и культурно-досуговых.
Совокупность указанных пунктов является важной составляющей возникновения и усиления интереса у детей к занятиям восточным боевым единоборством.
Итогом реализации метода являлись:
1. Значительное увеличение контингента детей, проявляющей интерес к занятиям спортом и физической культуры.
2. Снижение показателей заболеваемости среди детей, как следствие, положительная динамика укрепления здоровья спортсменов.
3. Привлечение детей к занятиям спортом способствует улучшению показателей их успеваемости в школе, созданию эффективного института социализации для детей различного возраста, снижению количества правонарушений молодежи, отказу от вредных привычек,
4. Большое количество призовых мест на соревнованиях среди занимающихся.
6. Повышение уровня мотивации к занятиям спортом.
7. Формирование морально-этичсеких норм, правил поведения в обществе посредством использования традиционных ценностей заложенных в программу боевых искусств.
Таким образом, если организация заинтересована в продуктивной работе своих сотрудников, и улучшению показателей занимающихся, то должны постоянно совершенствоваться способы мотивации . Надлежащая мотивация во многом зависит от конкретной цели человека, а также от соответствующих шагов в построении мотивации с учетом технических аспектов. Ведь именно наличие довольных и мотивированных тренеров-преподователей и занимающихся влияет на дальнейший успех спортивной школы.
Литература
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: МГУ, 1983. - 310с.
. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.
Бойко, И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий / И.И. Бойко. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006 - 161 с.
Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. -№ 2. - С. 27-41
Уляева, .Г. Динамика образа Я и
мотивации в процессе занятий тх
эквон-до: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Г. Уляева. - М., 1999.-23 с