Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр ?Салям? городского округа г. Уфа РБ ?Игра, как средство развития высших психических функций у детей школьного возраста? Автор-составитель: Антипина И. Г., методист МАОУ ДО ?Салям?. Уфа-2024 ?Игра, как средство развития высших психических функций у подростков?: методическое пособие. - Уфа, 2018. Автор-составитель: Антипина И. Г., методист МАОУ ДО ?Салям?. Техническая редакция: В методическом пособии представлены игровые технологии применяемые как на занятиях и уроках, так и в свободное время с детьми школьного возраста для развития у них памяти, внимания и воображения. Пособие предназначено для педагогов ДО, учителей и родителей. Введение. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В этой связи важная роль отведена учреждениям дополнительного образования детей. Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, она распространяется на многие сферы жизни, и применяется, как общенаучная, серьезная категория развития детей. Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения, посещая театральные и артистические студии. Ведь театр — это не просто зрелище, это - прежде всего игра. Поэтому для меня, как руководителя артистической студии, было ясно, чем увлечь и заинтересовать детей, посещающих мое объединение. Важную роль на занятиях играет не приобретение сугубо профессиональных, ?технических? навыков, а развитие памяти, внимания и воображения. Такой подход можно назвать психологической реабилитацией детей и подростков, у которых по каким-либо причинам существуют отклонения в развитии этих психических функций. На проводимых занятиях должно быть, как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии для развития творческого воображения и разнообразных по форме и содержанию игр. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Она только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые ребенку. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Исходя из выше сказанного определяем цель применения технологии игровых форм обучения. Цель: развитие высших психических функций, а в частности памяти, внимания и воображения у подростков через разнообразные игровые формы обучения. Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. Дать характеристику познавательных процессов. Выявить особенности развития внимания, памяти и воображения у подростков. Подобрать и систематизировать игры и упражнения на развитие памяти, внимания и воображения. Выяснить, как влияет применение игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности. А что игра даёт детям? Дополнительное образование детей является правопреемником внешкольного воспитания и развития, сохраняющем ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире через технологии игровых форм обучения. Игра дает детям перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность. Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм. Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее. Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других. Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Радость общения с единомышленниками. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Влияние игры на развитие ребенка. Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача педагога – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Явный интерес к развитию творческого потенциала подростка просматривается в системе дополнительного образования детей. Изучение психолого-педагогических исследований, посвященных возрастным особенностям подростка, позволило нам сделать вывод о том, что в подростковом возрасте происходит процесс формирования самосознания и идентичности. В переходном возрасте (11-15 лет) происходит переломный момент, в этот период подросток обретает способность к самостоятельному решению задач. Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка коллектива значит для подростка больше, чем мнение педагогов или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Важным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, внимание, воображение. Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль педагога. Итак, роль развивающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза. Игра многофункциональна. Мы же остановимся на роли игры в развитии памяти, внимания и воображения. ПАМЯТЬ Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Память многолика. Существует - определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Память развивать никогда не поздно. Для того, чтобы занятия по развитию памяти подростков были более эффективны, предварительно нужно провести диагностику памяти. Эту же диагностику следует провести после применения игровых форм. • Для диагностики слуховой памяти можно использовать методику: ?10 слов?. Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов. • Для диагностики слуховой механической памяти можно воспользоваться следующей методикой: 10 трехзначных чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить подростка воспроизвести. Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления: 137, 283, 541, 976, 648, 832, 753, 917, 473, 362. • Для диагностики механической зрительной памяти можно использовав следующую методику: на листе 10 трехзначных чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается секунд. Затем подростки должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Норма – 6 – 7 правильно названных чисел. Набор для предъявления: 748, 851, 193, 352, 275, 597, 613, 946, 479, 546. • Установить уровень развития слуховой механической памяти подростков можно с помощью методики ?запомни двузначные числа?. Инструкция: ?сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно выслушать и стараться запомнить все числа. По сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке на листке?. Затем в течение 30 секунд эти 12 двузначных чисел прочитываются испытуемым. Набор чисел: 16, 78, 53, 23, 36, 14, 43, 31, 87, 92, 59, 64. обработка полученных данных: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено верно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти. • Для диагностики оперативной памяти рекомендуется следующая методика: Инструкция: ?Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьим и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы?. Варианты заданий: 3 1 5 2 7 4 4 3 5 2 1 3 1 5 2 6 3 1 5 2 Ответы: 4 6 7 9 8 7 8 7 4 4 6 7 9 4 6 7 5 правильно выполненных заданий свидетельствуют о хорошей оперативной памяти. • Диагностику скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти можно провести так: на большом листе бумаги написано 20 слов (лещ, дуб, корова, луна, земля, акула, воробей, цапля, лопата, молоток, чай, кастрюля, окно, арбуз, тыква, книга, рука, нос, часы, хлеб). Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Учащимся дается 3 минуты для воспроизведения слов. Затем преподаватель ещё 2 раза зачитывает слова. Дети воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз педагог читает слова 2 раза. Снова ребята по памяти записывают слова. Оценка результатов: те подростки, которые после первого прочтения воспроизводят наибольшее число слов, отличаются лучшей скоростью, точностью и организованностью памяти (за каждое слово – 0,5 балла). Те ребята, которые после второго прочтения показали средние результаты, получают средний балл (обычно это 5 баллов). Остальные имеют наименьшие показатели скорости, точности и организованности памяти. Через 3 дня можно попросить детей по памяти воспроизвести текст в течение 3-х минут. После этого оценивается долговременная память. За каждое правильно воспроизведенное слово дается 0,5 балла. Лезер Ф. (Франц Лезер, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта, автор книги "Тренировка памяти" - Е.С.) предлагает следующие упражнения для тренировки памяти. • Логически не связанный текст. Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах. Возможные слова: украинец, экономика, каша, татуировка, нейрон, любовь, ножницы, совесть, глина, словарь, масло, бумага, сладости, логика, социализм, глагол, прорыв, дезертир, свеча, вишня. • Числа. За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера. 1. 43 2. 57 3. 12 4. 33 5. 81 6. 72 7. 15 8. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73 Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении. • Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим упражнением: Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации ограниченно. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения. Задача взрослых, и педагогов, и родителей увеличить запас слов подростков, относящихся к тем или иным областям знаний. Инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) музыка, 4) книга, 5) искусство, 6) времена года, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11) ученые и т. д. На каждую из тем дается 5 минут. Хочется отметить, что в моем объединении учащиеся 12 – 13 лет по теме ?музыка? в начале года воспроизводили в среднем только 7 слов, а в конце года – уже 37 слов, по теме ?литература? этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме ?живопись? - 3 и 20 слов. Для развития памяти можно воспользоваться игровым тренингом. Игра ?Кто больше запомнит?? Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий повторяет уже два слова: карандаш и лес, называет своё и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз. Так же можно использовать хорошо известные всем игры: ?что изменилось??, ?Города?, ?Добрые слова?, ?Скороговорки и считалки? и т.д. Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе. МАТЕРИАЛ: 1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер. 2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. К концу года у ребят не встречается ни одной ошибки. Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут. 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Радость материнства 10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно. За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами. 1. Украинец 11. Масло 2. Экономика 12. Бумага 3. Каша 13. Пирожное 4. Татуировка 14. Логика 5. Нейтрон 15. Стандарт 6. Любовь 16. Глагол 7. Ножницы 17. Прорыв 8. Совесть 18. Дезертир 9. Глина 19. Свеча 10. Словарь 20. Вишня То же самое можно сделать с цифрами. 1. 43 6. 72 11. 37 16. 6 2. 57 7. 15 12. 18 17. 78 3. 12 8. 44 13. 87 18. 61 4. 33 9. 96 14. 56 19. 83 5. 81 10. 7 15. 47 20. 73 Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены. Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды: 37 48 95 24 73 58 49 89 65 17 59 78 53 27 87 91 23 47 16 51 38 43 87 14 92 72 84 11 85 41 68 27 58 47 32 61 18 92 34 52 76 84 69 15 93 72 38 45 96 26 58 83 Упражнение "Муха" Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль ?дрессированной мухи?. Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение ?мухи? с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (?вверх?, ?вниз?, ?вправо? или ?влево?) ?муха? перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение ?мухи? — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями ?мухи?, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Ход назад делать запрещается. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или ?видит?, что ?муха? покинула поле, он дает команду ?Стоп? и, вернув ?муху? на центральную клетку, начинает игру сначала. ?Муха? требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество ?мух?, в последнем случае команды подаются каждой ?мухе? отдельно. Запоминание несвязанных чисел. Учащемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10—12 цифр. При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фотографическое их запечатления, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 — ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 — возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 — номер вашей квартиры, а 86 — год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр — нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем лучшим оказывается запоминание цифр. После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержащиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в крайнем случае, из телефонного справочника. Ряды случайных чисел для запоминания: 6442180814 1798548911 4380009351 4132644344 4102483167 9624043642 0747744606 5484654759 Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с учащимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда, Это упражнение формирует способность легко запоминать различные числа (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале в место механического запечатления. Анализ бессмысленных слов. Учащемуся предъявляются несколько квазислов длиной в 20—25 букв, наподобие следующего: КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН Медленно просматривая каждое слово, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. Например, ?комол? — сокращение от ?комсомол?, или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: ?ком? и ?мол?; сочетание ?комолист? можно ассоциировать со словами ?вокалист? или ?голосист? или интерпретировать как сложное слово: ?ком? (или ?кому?)+?лист?; ?стрено? связать со словами ?стрела? или ?встреча?, а ?стренош? — со словом ?стреножить?; ?шиверт? — с выражением ?шиворот-навыворот?, а ?шивертон? — со словом ?камертон?. При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний ?стр? в середине слова и ?рт? в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными. После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совершается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаружения слабых мест смыслового запоминания каждого учащегося и их коррекции при последующих выполнениях упражнения. Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные географические и биологические термины и т. п., а также формирует общую установку на соотнесение нового изучаемого материала с элементами уже известных, хранящихся в памяти знаний. Запоминание пар слов. Учащимся предлагаются наборы из 25—30 пар не связанных друг с другом слов, например, кит — сигарета, слива — лампа, жук — облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе, как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала, и она светит, как лампа. После этого предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и завершается анализом причин допущенных ошибок. Это упражнение направлено на совершенствование приема создания ярких образов при запоминании текстового материала. Это упражнение очень нравится подросткам и после усвоения системы связующих слов через несколько занятий ошибки не встречаются. Тройная стимуляция? памяти. Упражнение разработано по аналогии с известной методикой ?двойной стимуляции? памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками. А из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор) с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда. После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется. Ему предлагают первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора (?окно? под ?крышей?, ?синица? под ?самолетом?, ?мяч? под ?судьей?, ?вокзал? под ?рельсом?). Затем первый набор карточек закрывается листом ватмана и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся — положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч -— сапог, вокзал — кресло). После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся — глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке ?герань? восстановить ?окно? и ?крышу?, по карточке ?змея? вспомнить ?синицу? и ?самолет? и т. д.). При достижении легкости в выполнении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набора, не называя карточек второго набора. Можно вводить и большее количество опосредствующих наборов: четыре или пять, — удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов. Это упражнение формирует способность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении. Раскладывание карточек с несвязанными словами. Используются комплекты из 15—20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося — предложить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запоминание. Например, можно объединить слова с общей первой буквой — ?с? и ?ф?, и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус светит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схема свинцового счетчика и на нее пролили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус — живое (причем, здесь и человек, и животное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик — бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкретным ситуациям, составив один два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п. После раскладывания карточек осуществляется непосредственное и отсроченное воспроизведение слов и анализируются причины пропусков и замен некоторых из них. Это упражнение формирует способность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материале, обеспечивая тем самым его эффективное запоминание. Анализ структуры длинных предложений Подбирается несколько предложений, состоящих из 18—20 слов. Например: ?Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве?. Медленно и вдумчиво прочитывая предложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспомогательных опор, пунктирных линий воспроизведения). Какие Чего Что сделали Что Каким Кого Кто Которые Какие Чего Где. Следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов). Это упражнение развивает способность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необходимой предпосылкой точного в смысловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов. Ассоциации. Педагог называет слова, а ребенок на каждое слово отвечает своим, первым пришедшим ему в голову. Педагог фиксирует слово сказанное учащимся. Родина Сквер Геометрия Фальсификация Удар Ошибка Камин Контроль Ножницы Любовь Беда Свидание Сказка Необычность Костер Записка Губы Проблема Родители Кризис В данной игре применяется уже известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности. Для проверки запоминания педагог называет слово сказанное учащимся, а ребенок должен назвать слово, сказанное педагогом. К концу года у ребят моей студии отмечалось 100% запоминание всех предложенных слов. Тренировка памяти Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати. Внимание Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в ?чистом? виде, функционально внимание направлено к чему-либо. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Виды внимания. Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Для того, чтобы занятия по развитию внимания подростков были более эффективны, предварительно нужно провести диагностику. Оценка способности концентрации внимания. Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме. Результат вычислений разрешается записывать по команде ?Пишите!?. Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие: Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2, умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!… Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа… Пишите!… Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа… Пишите!…? Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания. Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу. Игры на внимательность для подростков Упражнение "Сверхвнимание" Участники разбиваются на две группы: ?мешающие? и ?внимательные?. ?Внимательные? расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: ?Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде "стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглощены своими мыслями и ничего не видели, и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!? Упражнение длится 5—15 минут. За это время, ведущий вместе с ?мешающими? организуют серию провокационных действий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у ?внимательных? милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия ?мешающих? не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться ?внимательных? и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда ?Стоп? и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой увлеченности. Упражнение ?Мой любимый фрукт? Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. Упражнение ?Не собьюсь? Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: ?Не собьюсь?. К примеру: ?Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…? Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить). Упражнение ?Наблюдательность? Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Упражнение ?Самый внимательный? Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами Телеграмма Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящие. Один из играющих говорит:"Я посылаю телеграмму такому-то". "Телеграмма" передается по цепочки пожатием сцепленных рук в любую сторону по кругу. Водящий должен "перехватить" телеграмму, т.е. увидеть, что пожимают руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя, то он говорит: "Получил" и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять. Найди меня Играющие стоят в кругу. Один - водящий выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши. Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притопывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит "лидера", то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала. Нос-пол-потолок. Ведущий называет:"Нос" или ?пол?, или "потолок". И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются. Репка-капуста. Игра очень похожа на игру "Нос-пол-потолок", репка изображается открытой ладонью вниз (так как репка растет вниз), капуста - открытой ладонью вверх (так как капуста растет над землей). Руки на стол. Все усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: ?руки на стол!" Все должны не медленно положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол. Найди и промолчи. Ведущий показывает участникам игры какой-нибудь предмет, например, карандаш, и просит всех выйти на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет карандаш в какое-то место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить карандаш на перекладину, связывающую ножки стола, на карниз и т.п. Когда участники игры по зову ведущего возвращаются в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить карандаш. Увидев его, играющий сейчас же садится, заранее тихо на ухо сообщив водящему о находке. Последний, может выполнить какое - либо шуточное поручение. Себе - соседу Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты. В центре водящий. Одна рука неподвижна, другой играющие передают монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя или не имитируя передачу монеты, со словами "себе - соседу?. Водящий ищет того, кто действительно передает монету. Разведчик Из ребят, стоящих в кругу выбирается водящий. Ребята стоят в разных произвольных позах. Водящий запоминает эти позы и отходит в сторону. Ребята меняют позы, водящий заходит в круг и его задача - заметить изменения, если он заметит менее трех изменений - ему загадывается фант. В место поз можно использовать элементы одежды. В начале года ребята моей студии находили лишь 50% изменений, а к концу года до 90%. Я иду в поход. Все стоят в кругу. Водящий держит в руках мячик и объясняет, что сейчас надо будет передавать мячик по кругу и говорить: "Я иду в поход и беру с собой ...(называется какой-нибудь предмет). Водящий определяет идёт этот человек в поход или нет. Нужно понять принцип, по которому берут в поход. Педагог может помогать в разгадке, переходя и вставая в разные места круга. Игра проводится до тех пор, пока все играющие не поймут её принцип. Запрещённое движение. Ведущий объясняет правила. Все ребята должны повторять движения, которые он будет показывать, кроме одного, - "запрещённого", скажем, обхвата руками головы. Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом... Уличив подходящий момент, показывает неожиданно "запрещенное" движение. Кто его повторит или даже попытается повторить, тот считается нарушившим правила игры и должен выйти из игры. Сначала педагог проводит игру в медленном темпе, давая возможность ребятам усвоить следующее правило - не повторять "запрещенное" движение. Потом темп игры ускоряется... В результате остается один или несколько победителей. Крест-параллель Это игра загадка. Педагог говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь о их значении. Ведущий же будет говорить верно или неверно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, а можно играть до разгадки. Разгадка: Крест обозначает скрещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа нога на ногу, я говорю ему: Крест-крест. Перстенек. Это старая игра, но она всегда пользовалась успехом у подростков. на каждую крепкую тесьму или ленту надеваются кальцо "перстенек" и связывают ее концы небольшим, но крепким узелком, свободно проходящим через кольцо. Играющие берутся за ленту руками, образуют круг, передвигают ленту непрерывно, так, чтобы водящий не мог догадаться, у кого под руками перстенек. Водящий внимательно следит за руками играющих, а те в свою очередь иногда поднимают руку, чтобы показать перстенек, но в тот момент, когда водящий подбегает стараются незаметно передвинуть его вправо или влево. По требованию водящего играющие поднимают руку. Если водящий ошибается, он продолжает водить. Кто не сумел спрятать перстенек, становится на место водящего. Охотник. Дети предупреждаются о том, что дорогу охотника они должны очень хорошо запомнить, иначе ему трудно будет возвращаться. Далее ведется рассказ с сопровождающими жестами: Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и пошел по дороги, за тем по песочку, по бревнышкам через мостик, по песочку, по болоту с кочки на кочку, по тропинке. Устал. "Уфф!" Сел на пенек, посмотрел направо, посмотрел налево, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно. (Быстро повторяется дорога в обратном порядке.) Азбука Каждый участник игры получает карточку с буквой алфавита, соответствующей начальной букве имени или фамилии участника. Ведущий рассказывает детям что-нибудь, например: сказку, интересную историю, и вдруг хлопает в ладоши, произнося любое слово (напр., ?малина?). Игроки должны быстро встать таким образом, чтобы из карточек с буквой алфавита сложилось названное слово. ?Брито-стрижено? Ведущий напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим. Пожалуйста Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово ?пожалуйста?. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные. Коленочки Играющие сидят вплотную друг к другу. Левая рука каждого лежит на правой коленке соседа слева, а правая – на левой коленке соседа справа. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или не той рукой, то он убирает руку, которая ?ошиблась?. Игра начинается с хлопка, ведущего по направлению часовой стрелки. Как только вновь раздаётся хлопок ведущего, направление движения меняется в противоположную сторону. В игре необходимо поддерживать определённый темп. Ведущий внимательно наблюдает за правильностью выполнения задания. В итоге один или несколько человек оказываются победителями. ?Суша – вода? Ведущий занимает положение перед игроками, и объявляет задание: ?Я буду называть слова. При слове ?суша? вы делаете шаг вперёд, при слове ?вода? - шаг назад?. Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: ?Берег (море, озеро)?. Игроки, сделавшие шаги, выбывают из игры. ?Из лесу вышло 5 крокодилов? Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает: -Из лесу вышло 5 крокодилов. Игрок №5 возмущается: -А почему 5? -А сколько? – спрашивает ведущий. -Четырнадцать! – отвечает игрок №5 -А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д. Вовремя не вступившие в игру, участники выбывают. Игрокам необходимо называть разные числа, для того чтобы все дети участвовали в игре. ?Да? и ?нет? по-болгарски? Условие игры – вместо слов ?да? и ?нет? на вопросы ведущего игрокам необходимо выполнять следующие движения: при утвердительном ответе нужно покачать головой из стороны в сторону, при отрицательном – кивнуть головой (это соответствует болгарской манере общения). Вопросы могут быть самыми простыми: ?Вы сегодня завтракали??, ?Вам нравится…?? и т.д. Побеждает самый внимательный. Карусель Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания. Группа разбивается на две равные части. ?Концентрирующиеся? рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д. ?Мешающие? становятся лицом к ?концентрирующимся? – каждый напротив своей ?жертвы?. По команде ?Начали!? ?концентрирующиеся? приступают к заданию, а ?мешающие? начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим. По хлопку ведущего ?мешающие? сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою ?жертву?, и игра продолжается дальше. После нескольких ?поворотов? ведущий останавливает ?карусель?. Итог: На первых порах единоборство ?концентрирующихся? и ?мешающих? не будет равным: ?мешающие? располагают богатейшим арсеналом средств. Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить ?концентрирующихся?, сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать ?мешающим? указания ослабить помехи для того, чтобы ?концентрирующиеся? не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю. Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения. Колебания внимания Вызывают участника, к его уху прикладывают часы и дают установку: при удалении часов – поднимать руку. Сначала часы отодвигаются, и он поднимает руку, но после часы остаются на одном месте. Человек не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете, происходит рассеивание между объектами. Каждая позиция переключает внимание, отключает от главного. В этот момент участнику кажется, что часы отнесли, и он поднимает руку. Воображение Воображение - особая форма человеческой психики, это необходимый элемент творческой деятельности человека. Оно работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет ?перепрыгнуть? через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: ?Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.? Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы. Воображение может быть четырех основных видов. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Диагностический тест “Определение уровня воображения” Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный. 1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1). 2. Часто ли вы скучаете? (1, 2). 3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0). 4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1). 5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0). 6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1). 7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1). 8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0). 9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1). 10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0). 11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0). 12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0). Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Игры и упражнения для развития воображения. Завершение рассказа Детям предлагается начало, какого - либо рассказа. Например: ?Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…?. Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 минут. Рассказ можно оценить по следующим критериям: - законченность рассказа; - яркость и оригинальность образов; - необычность поворота и сюжета; - неожиданность концовки. Составление рассказа с использованием отдельных слов Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося. Упр.№1 Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь. Упр.№2 Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями. Упр.№3 Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать. Упр.№4 Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать. Упр.№5 Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину. Упр.№6 Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки. Упр.№7 На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их. Упр.№8 Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке. Задача на развитие воображения Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.) "Групповая картина" Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются ?увидеть? на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже ?написанное? новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями. Упражнение "Перевоплощения" Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее ?характер?. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д. Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно ?перевоплощения? становятся все более глубокими, и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д. Заключение В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Через игру они открывают мир и находят свое место в нем. Она формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, в игре ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности. Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке мероприятий, демонстрации личных достижений и во всем поможет игра. Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий: во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель; во-вторых, при организации игры необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков; в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога. Литература: Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4. - С. 42-47 Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2012. - 111 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983. Джинотт Дж. Теория и практика игровой терапии. - М.: Апрель-пресс, 2015.- 22 с. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. //Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1995, №1. - с.41 Корсаков И.А., Корсакова Н.К. “Наедине с памятью”. М., Эйдос, 2013. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. //Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2014, №5. - с.57-68. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. - М., 2015. - 259 с. Лапп Д. “Улучшаем память в любом возрасте”. – М., Мир, 2016 .Матюгин И. “Школа эйдетики, развития памяти, образного мышления, воображения”. –М., Эйдос, 2015. Матюгин И., Чакаберия Е. “Зрительная память”. –М. Эйдос, 2016. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2013. – 320 с. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. - 576с. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие школьников. - М.: ОГУ, 2015. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. - (Учебное пособие). Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2012. - Вып.3. - 145 с. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров: Материалы для специалиста образовательного учреждения. - С-Пб: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2014. - 103 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2010. - 243 с. 21
Игра как средство развития высших психических функций у детей школьного возраста