Игровое занятие для детей подготовительной группы и начальной школы
Тема : « Осень, осень! ».
Цели:
Развивать пространственные, временные и величинные представления детей в тематических играх «Осень».
Развивать диалогическую речь детей, находить различия при сравнении двух картин с изображениями деревьев (летом – осенью), закреплять определения;
Расширять словарь прилагательных, используя их в своей речи, употреблять существительные в родительном падеже, дополнять сложноподчиненныё предложения, использовать предлоги.
Усвоение местоимений: мой, моя, моё, мои;
Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Ход занятия:
Оргмомент. На магнитной доске картинка «Лето» с деталями (солнце, белые облака, цветы, земляника, на деревьях зелёные листочки. На столе педагога – детали-аппликации «Осень»: тёмные тучи, солнце отсутствует, крупные капли дождя, лужи, улетающая стая. Дети заменяют одни детали на другие.
Т.Ильюшина
Снова лето позади
Лист оранжевый летит.
А за ним слетает жёлтый,
Яркий и такой весёлый.
С веток лето опадает,
Птицы собирают стаи.
Прокурлыкали, пропели,
Над полями полетели.
У людей скучнеет взгляд
Стала мокрою земля.
«Давай ошибки исправлять»
Т.Ильюшина
Лист берёзы, лист берёзы
Он такой – огромный, грозный
Он способен напугать
Начинаем убегать…
Лист рябины крохотный,
Как зерно горохово.
На хвостике шарики
Яркие фонарики.
Лист на дубе ярко-синий
Формой - колесо машины.
Толстый, мягкий и тяжёлый
Точно ёжик без иголок…
Льют дожди и днем и ночью,
Что за прелесть в мире – осень…
Бабочки, стрекозы в танце
В небе вьются, веселятся.
На полях трава желтеет,
Стала ниже и грубее.
много стебельков сухих-
Значит, сок в траве затих.
Игра «Ранняя и поздняя осень» Т.Ильюшина
Ранняя осень: Поздняя осень:
Например: Солнце ещё греет Солнце почти не греет
Солонце встаёт довольно рано. Солнце встаёт поздно.
День стал короче. День стал очень коротким.
Листья на деревьях желтеют. Листья с деревьев - …
Трава ещё зеленоватая. Трава уже засохшая, гнилая …
Ветер тепловатый. Ветер холодный, мокрый…
Дожди идут не очень часто. Дожди идут постоянно…
Птицы ещё не все улетели на юг. Остались только зимующие птицы.
Медведи в лесу не спят в берлоге. Медведи спят в берлоге.
Много овощей, грибов, ягод. Ягод и грибов в лесу и на огороде уже нет.
Игра «Скажи наоборот» Т.Ильюшина
День летом длинный, а осенью…
Летом воздух тёплый (горячий), а осенью…
Летом ночь короткая, а осенью…
Летом трава высокая, а осенью …
Летом небо высокое, а осенью …
Солнце летом яркое, а осенью …
Летом в лесах много птиц, а осенью …
Летом погода чаще сухая, а осенью …
Летом одежду (обувь) носят лёгкую, а осенью …
Игра «Что и где находится?» Т.Ильюшина
На майку надели свитер. Что снизу?
Кепку надели на голову. Что находится сверху?
Под сапожки надели носочки. Что надели сначала?
Над головой раскрыли зонт. Что сверху?
Листья опали с деревьев. Что вверху?
С деревьев листья опали раньше, чем с дуба. С какого дерева листья опадают позже?
Осень наступает после лета. Что наступает раньше осень или лето?
Осень наступает перед зимой. Что наступает позже?
Игра «Доскажи словечко» Т.Ильюшина
Лето песнями звенело,
Веселило всех и грело.
Мы резвились и купались
И на солнце загорали.
Что случилось, что случилось
Всё куда-то испарилось.
Небо лишь дожди приносит,
Видно, наступила … (осень)
Что-то на небо нашло,
День, как тёмное стекло.
Сыро, холодно и скучно.
Словно и гулять не нужно.
Где же солнышко твой лучик?
Небо затянули … (тучи)
Дольше в доме мы сидим,
Из окна на мир глядим.
Всё на улице не то,
Выходя – надень пальто.
Да про зонт и сапоги
Забывать нам не с руки.
Всё же веселей гляди
В эти длинные … (дожди)
Погулять пойду по рощам.
Их наряд ковром уложен.
Под ногами он шуршит,
Ярким золотом расшит.
Под дождями он темнеет,
И совсем к земле приклеен.
Только чувствуешь, увы,
Запах тлеющей … (листвы)
Над остывшею землёй
Ветер носится сырой.
Клонит кроны до земли,
Лету кланяться велит.
Мир готовится ко сну,
За зимою ждать весну.
До неведомых границ
Улетают стаи … (птиц)
Игра «Большой – маленький» Т.Ильюшина
Например: Ветер – ветерок (Слова обыгрываются: руками, ногами, корпусом, …).
Дождь - …; туча - …; стая - …; запах - …; лист - …; птица - …; трава - …; берёза - …; капля - …; день - …;
Птица - …; зонт - … .
Физкультминутка Т.Ильюшина
Снова ветер листья носит.
Это наступила осень. Сопровождается движениями тела, рук, ног…
Жёлтый лист летит направо Обыгрываются все четверостишья.
Яркий-яркий, славный-славный.
На берёзке и на липе
Он качался тихо-тихо.
А теперь в осеннем вихре
Закружился словно птица.
Лист оранжевый налево
С клёна опадает смело.
Вот погладил он траву
И улёгся отдохнуть.
Красный лист летит с осины
Точно ягодка малины.
Покружился, повертелся
И под деревом уселся.
Игра «Что мы видим на картине» Т.Ильюшина
«Осень в лесу»
- Где мы с вами будем гулять?
- В какое время года мы пойдём в лес?
-Что нам помогает понять, что сейчас осень?
- Что мы видим на переднем плане картины?
-Что мы видим справа? Слева?
-Что мы рассмотрим в середине картины?
- Кто нарисован на дереве? За деревом? Перед деревом? Под деревом?
-В какое время дня мы гуляем в лесу? (утро, день, вечер, ночь)
- Какого размера дерево справа? Слева? Впереди? Сзади?
- Какая погода на картине? Почему?
-Что вам нравится на картине? Почему?
- Что не нравится? Почему?
Педагог предлагает: «Погуляем по осеннему лесу.»
Игра «За и против». Т.Ильюшина
Педагог предлагает различные ситуации и предлагает обсудить их с детьми, учитывая правила поведения культурного человека.
- Осенью (дождливой) надевай на прогулку лёгкое платьице, маячку, шорты и босоножки.
-Бегай по лужам босиком – закаляйся.
- Лазай по деревьям и ломай ветки.
-Старайся собрать мусор, засоряющий двор, и вынести в мусорный ящик.
- Не разоряй муравейники уснувших муравьёв.
- Жги мусор, листья в городе и в лесу.
- Прогоняй оставшихся зимовать птиц.
- Подкармливай животных и птиц поздней осенью.
Игра «Чья, чей, чьё, чьи?» Т.Ильюшина
Например: Это чья трава?(Моя трава) Это чей лист? ( Мой лист). Это чьё солнышко? (Моё солнышко). Это чьи орехи ( Мои орехи)…
Это чья ночь? Это чьё утро? Это чей день? Это чей вечер?
Это чья шишка? Это чей гриб. Это чьё поле?
Игра «Что не подходит» Т.Ильюшина
Называется цепочка слов. Из неё выбирается слово - «чужое» по смыслу. Почему?
Например: Сентябрь- Октябрь – Декабрь.
Желтеет – сохнет – опадает – расцветает
Зреют – заготавливают – улетают – возвращаются
Ягоды – грибы – почки – шишки
Укорачивается – успокаивается – удлиняется – усиливается
Щебечут – вьют (гнезда) – высиживают - покидают
Игра «Что в лукошке» Т.Ильюшина
(определение предмета по описанию, на ощупь, на вкус)
Шершавый, похож на ладошку, оранжевый?
Круглый, с твёрдой скорлупой, внутри вкусное зёрнышко?
Круглая, мягкая, оранжевая, горьковатая на вкус, вырастает на дереве?
Овальная, колючая, деревянная, внутри семена-орешки?
Круглая головка, овальная ножка, растёт под деревом, вкусный, если мама приготовит?
Плоская, шершавая, подсохшая, серо-зеленоватая?
Игра «Выше – сильнее – толще – вкуснее - длиннее» Т.Ильюшина
Например: 1 вариант: куст выше травинки, лось сильнее зайца, тропинка длиннее дороги. С обыгрыванием материала.
Сосна (выше) рябины; Ствол толще ветки
Берёза выше орешника Ветка толще травинки
Дерево выше куста Травинка толще нитки
Мёд слаще варенья Смородина кислее земляники
2-й вариант: Опёнок низкий, а лисичка ещё ниже.
Рябина высокая, а сосна ещё выше. Куст высокий, а дерево ещё выше. Ветка толстая, а ствол ещё толще. Травинка тонкая, а нитка ещё тоньше. Земляника кислая, а смородина ещё кислее. Пчела ядовитая, а змея (гадюка) ещё ядовитее. Осень холодная, а зима ещё холоднее. Осень тёмная, а зима ещё темнее. Осень тёплая, а лето ещё теплее. Лето урожайное, а осень ещё урожайнее. Лето дождливое, а осень ещё дождливее. Осень скучная, а зима – ещё скучнее.
Земляника ароматная, а малина ещё ароматнее. Зайчата смешные, а медвежата ещё смешнее.
Лисицы злые, а волки ещё злее. Заниматься просто, а бездельничать ещё проще.
«Игра-драматизация» Т.Ильюшина
Вот и осень
На лесную опушку выбежал молодой лис, огляделся вокруг и весело затявкал: тяв-тяв, тяв-тяв, тяв-тяв! Сколько разноцветных деревьев! Какая красота! Как шуршат листья!
Стал он звать жителей леса поиграть и рассказать кто что будет делать осенью.
Первым прибежал зайчонок. Я надену на себя тёплую белую шубку. Тепло в ней будет и никто меня не заметит, когда выпадет снег.
Следующим пришёл волчонок: Я надену на себя очень тёплую серую шубу. В ней я даже в мороз не замёрзну.
Третьим прибежал ежонок. А я побольше жира нагуляю и залягу спать до весны в ямку под корягой.
Притопал медвежонок: Я наемся сильно-сильно, заберусь в берлогу и стану спать и сосать лапу до самой весны.
Как всем будет хорошо, - сказал лисёнок. Давайте играть с листьями! Айда!
Игра «Путешествие по маршруту»: (даётся карта - рисунок маршрута, зачитывается + – рисунок вывешивается на доску. Дети рассчитываются на 1-й, 2-й. Каждой группе даётся КАРТА-МАРШРУТ.
2-й вариант: дети делятся на БОЛЬШИХ и МАЛЕНЬКИХ и получают свой маршрут.
По команде педагога маршрут проходят 1, 2 команда. (Команда-зритель следит за выполнением задания, отмечая «+» и «-« прохождение на доске. (мелом, магнитными клипсами и т.д.)
Итог занятия: Т.Ильюшина
Осень заменила лето
Стрелка времени бежит.
Где-то прячутся рассветы,
Дождик на стекле дрожит.
Дня коротенькая нитка
То и дело ускользнёт,
А намокшая калитка
За собою не зовёт.
Небо низко, небо серо
Не пускает солнца свет.
Каждый продолжает верить -
Всё-таки придёт рассвет.