МАУДО Михайловская ДШИ
Методическая работа
Игровой принцип подачи материала уроках фортепиано для учащихся младших классов в детской школе искусств
Подготовила: преподаватель фортепиано
Пузакова О.А.
г. Михайловск 2024
Введение
Все мы знаем, что первые годы обучения в детской школе искусств являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строится его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству.
Игровой принцип подачи материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, и считается, что пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке не стоит.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения и являются эффективным способом самореализации и самовыражения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности. Благодаря играм дети учатся доверять сами себе и всем людям, понимать, что следует принять или отвергать в окружающем мире.
Педагог ставит перед собой задачу обучить ребенка нотной грамоте, используя для этого дидактический материал, имеющийся в наличии. Это может быть различный демонстрационный материал, включающий в себя картинки, различные мелкие предметы; аудиоматериал, детские песенки, загадки, сказки. Например, при изучении названия нот можно применить иллюстрированный материал в виде электронного урока, с использованием сайта YouTube или использовать ведущий российский видео портал Rutube. Такой материал, поданный в детском образном виде, легко усвоится учеником. Чем разнообразнее, интереснее и красочнее будет предоставлена информация, тем эффективнее ребенок усвоит новое для него, заинтересуется в дальнейшем обучении.
На первых уроках при знакомстве с инструментом можно применить материал в стихотворной форме. Очень хорошо характеризует внутреннее устройство фортепиано или рояля стихотворение Осипа Мандельштама «Миньон»: [3].
«Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной –
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.»
При знакомстве с клавиатурой основным принципом является легкость и доступность восприятия детьми, понимание и запоминание. Чтобы познакомить ребенка с регистрами, могут помочь картинки с различными животными. Для этого расставить картинки зверюшек с низким голосом слева (медведь, слон, лев), а в верхний регистр поставить картинки зверюшек с высоким голосом (зайчик, птичка, мышка). Для среднего регистра можно использовать картинки кукол и сравнить данный регистр с тембром нашего голоса.
Для многих непонятных ребенку и сложных для запоминания музыкальных терминов, применимы образные ассоциации. Например, как ученику усвоить музыкальный штрих стаккáто (итал. staccato – «отрывисто»), предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Объясняя детям это понятие можно представить птицу, клюющую зерна, капающий дождь, прыгающий мяч и т.д.
Определенный термин и ассоциативный образ должны обязательно существовать вместе, тогда переход только к терминам будет естественным и безболезненным.
С первых же уроков надо приучать к точной аппликатуре. Небрежность в отношении аппликатуры входит в привычку и с трудом искореняется. Очень важно научить аппликатурным навыкам на начальном этапе обучения, начиная с первых уроков. Следует внимательно с особым уважением отнестись к рукам первоклассника, пояснить, что руки как голос, могут говорить тихо и громко, ласково и нежно или сердито и резко. Дети совершенно по-иному смотрят на свои руки, многие как будто впервые видят их. Можно предложить обрисовать свою руку в тетради, пронумеровать каждый пальчик отдельно и прочесть стихи о каждом пальчике. В этом случае может помочь красочное пособие Л. Хореско «Музыкальные картинки», где выписаны стихи о пальчиках [2].
Очень часто, еще не начав играть на инструменте, обучающиеся уже путают свои пальцы, четвертый нумеруют вторым, а второй именуют четвертым. Поэтому следует уделять немалое значение первым аппликатурным упражнениям. В сборнике Л.А. Баренбойма и Н.Н. Перуновой «Путь к музыке» есть такое упражнение, называется «Посылаю приказы своим пальцам» [1, с. 9].
Игровой подход в обучении на фортепиано несет в себе не только обучающую и развлекательную функции, но и помогает ребенку самовыражаться, реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал. Игра также объединяет детей и взрослых, устанавливает эмоциональные контакты.
Для детей второго года обучения, когда ребенок знаком с азами нотной грамоты и уже самостоятельно может поработать над пьесой, прочитать с листа, дать характеристику произведению, распознать характер музыки, можно провести урок наглядности или совместного творчества. Это урок, на котором преподаватель проигрывает определенное произведение, которое в дальнейшем будет разучено на уроках, а ученик должен описать мелодию, что он представляет, слушая произведение, какие эмоции вызывает у него звучащая музыка. Также можно прослушать исполнение этого произведения другими людьми, используя мобильный телефон.
В нашей школе нет возможности компьютерного оснащения рабочего места каждого преподавателя, поэтому данный метод разбора музыкального произведения считаю наиболее приемлемым в своей работе на уроках фортепиано. Можно предложить обучаемому самостоятельно попробовать исполнить пьесу на инструменте.
В настоящее время в каждом доме имеется компьютер или ноутбук с доступом в интернет, что в последнем десятилетии стало необходимым для обучения детей любого возраста. Домашним заданием может стать поиск информации в интернет-источниках о разучиваемом на уроке музыкальном произведении, интересных сведений о композиторе, написавшем его. Это позволит разнообразить обычный урок, сделав его интересным и современным.
Также для урока учителю можно подготовить небольшую презентацию о разбираемом произведении, рассказать о времени, когда жил и занимался творчеством композитор, что побудило его на написание данного произведения, собрать наиболее интересные и увлекательные факты. Ученик с легкостью запомнит интересное и это останется в его памяти, ведь сейчас очень сложно увлечь современного ребенка классическим произведением.
Важно все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными способами. Музыка – это такой вид искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам. Именно в период начального обучения в детской музыкальной школе нужно зажечь в ребенке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, нужно оставаться как бы сотоварищем в игре.
Заключение
Начальное обучение игре на фортепиано предполагает не только обучение первым навыкам игры и необходимым знаниям нотной грамоты, но и обогащение и развитие музыкальных впечатлений ребёнка. Новые сведения, получаемые ребенком, должны быть не абстрактными, а связывались с теми элементарными представлениями, которые у него уже имеются.
Очень важно, чтобы детское задание было небольшим и детское сознание не загромождалось слишком обильной информацией.
Важно, чтобы ученик развивался свободно, а для этого необходимо помнить, что у всех свой путь развития, и он может быть разным. Кто-то все схватывает на лету, кто-то продвигается маленькими шажками, и наша задача быть наставником. Важно на каждом уроке погружаться в «творческое состояние», достигая большой педагогической цели: влюбить ребенка в музыку!
Список литературы
1. Баренбойм, Л.А. Путь к музыке / Л.А. Баренбойм, Н.Н. Перунова. – М.: 1988. – 168 с. – Текст: непосредственный.
2. Хереско, Л.П. Музыкальные картинки / Л.П. Хереско. – СПб.: Советский композитор, 1983. – 137с. – Текст: непосредственный.
3. Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез или Я – детский педагог / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: Предприятие С.-Петерб. Союза художников, 1996. – 191с. – Текст: непосредственный.